Аннотация: К настоящему времени в Российской Федерации отсутствует должная мотивация изучения экологической безопасности, проведения исследований и разработок, направленных на ресурсосбережение и энергоэффективность, не выработана эффективная система стимулирования инвестиций в экологически значимые проекты. Проблематика исследования определяется тем, что предлагаемые законодательством стимулы оцениваются участниками рынка как недостаточные и не представляющие серьезного интереса для бизнеса в силу своей неработоспособности на практике. Анализ мировой практики показал, что переход на новые технологии, отказ от устаревших грязных производств, повышение экологических требований к компаниям способны придать, долгосрочный импульс развитию экономики страны, повышению ее конкурентоспособности, а также обеспечить высокое качество жизни, здоровье и социальное благополучие населения. Авторский подход основан на усилении экологической безопасности регионов России, как фактора развития территорий и повышения качества жизни населения. Выделены актуальные проблемы, связанные с реализацией мер по решению задач охраны природы и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.
Выпуск: №4 / 2018 (октябрь — декабрь)
УДК: 502.173-047.37
Автор(ы): Логинова Нина Николаевна
кандидат географических наук, доцент, кафедра физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Семина Ирина Анатольевна
кандидат географических наук, зав. кафедрой физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Фоломейкина Лариса Николаевна
кандидат географических наук, доцент, кафедра физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Логинова Н. Н. Актуальные вопросы изучения экологической безопасности: опыт, проблемы [Электронный ресурс] / Н. Н. Логинова, И. А. Семина, Л. Н. Фоломейкина // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2018. – № 4. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
Данная статья посвящена актуальным вопросам экологической безопасности. Эта проблема уже давно является объектом анализа и дискуссий на всех уровнях общественной иерархии, а в настоящее время приобрела большую остроту и значимость.
Анализ проблем социально-экономического и экологического развития стран мира позволяет сделать вывод, что сбалансированное развитие, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность, могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем жизнеобеспечения и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого требуются скоординированные межведомственные усилия, направленные на последовательную реализацию единой государственной политики в области уменьшения воздействия неблагоприятных факторов на природную среду. В первую очередь эти действия должны быть ориентированы на те, факторы, которые представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья человека.
Целью данного исследования явилось изучение современных проблем экологической безопасности страны как одного из приоритетных направлений общественного развития.
Законодательная база в сфере охраны окружающей среды в стране в настоящее время не учитывает многие актуальные вопросы. На наш взгляд, связанно это, прежде всего, с отсутствием концептуального подхода и нормативов природопользования. Основной задачей специалистов в области природопользования и представителей власти является повсеместное внедрение управленческих механизмов, которые позволят сохранять на должном уровне качество компонентов окружающей среды во всех субъектах Российской Федерации, а конкретным природопользователям в регионах, установить нормативные объемы предельного изъятия природных ресурсов.
Утверждение «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г.» стало необходимым и закономерным шагом для современного устойчивого социально-экономического развития страны. Реализация поставленных задач позволит в будущем перейти к зеленой модели экономики. Требования утвержденной Стратегии нацелены на организацию инновационной экономики в условиях жестких экологических ограничений.
Система управления в сфере природопользования Российской Федерации имеет два уровня: управление охраной природной среды и использованием природных ресурсов. Управление природными системами обычно является «жестким» или «мягким», а управление природопользователями – командно-административным или экономическим. «Жесткое» природопользование обычно нарушает естественные процессы с помощью технических средств, а «мягкое», основано на воздействии через естественные механизмы саморегуляции. Примерами может служить сплошная вырубка лесов и выборочная, сохраняющая лес как биоценоз. Загрязнение воздушного бассейна проблема всех урбанизированных территорий и ущерб от хозяйственной деятельности в данном случае не минуем (рис. 1), как и при других видах загрязнений.
Рис. 1. Формы и виды ущербов, образовавшихся в результате изменений в природной среде под воздействием хозяйственной деятельности (на примере загрязнения воздушного бассейна)
По нашему мнению, величина экономического ущерба объективно отражает экологическую ситуацию на территории. Определенный вклад в формирование экономического ущерба вносят практически все отрасли и сферы хозяйства страны. Интегральный экономический ущерб от загрязнения и других форм нарушения природной среды составляет порядка 10 % от величины национального дохода страны. Авторами был рассчитан ущерб здоровью населения от воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду по районам Республики Мордовии (рис.2). Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что набольший ущерб населению приходится на территориях, где проходят дороги федерального и республиканского значения и автомобильный парк максимален. При постоянно растущей автомобилизации населения ситуация будет усугубляться, и проблема экологической безопасности требует своего решения.
Рис. 2. Общий экономический ущерб здоровью населения в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом в Республике Мордовия
Экологическая безопасность определяется экологическим каркасом территории, основу которого составляют особо охраняемые природные территории. Для России проблемы формирования системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) приобретает особое значение как обязательное условие для перехода регионов к устойчивому развитию. В настоящее время в России создано 12,9 тыс. ООПТ различных категорий общей площадью около 211 млн га – 11,9 % всей площади страны [2]. В формировании основ устойчивого развития регионов ООПТ выполняют очень важные функции.
В целях экологической безопасности ставится задача увеличения площади лесов до 790 млн га в 2025 г. Лесное хозяйство в Российской Федерации пока еще развивается экстенсивно, и одна из задач – его интенсификация с сохранением лесных массивов выполняющих особые функции. Такой подход соответствует целям обеспечения экологической безопасности страны и сохранения качества окружающей среды. Цели нормирования качества окружающей среды отражены на рис. 3.
Рис. 3. Цели нормирования качества окружающей среды
Роль экологического компонента в обосновании тенденций социально-экономического развития отражена в Стратегии регионов страны, но только тридцати одного субъекта, а экологические ориентиры – в Стратегиях только семнадцати регионов Российской Федерации [1, с. 143].
Реализация принятых программ и внедрение эффективного экологического управления приведет к заметному улучшению состояния окружающей среды на территории России. Проблемой, по-прежнему, остается финансирование запланированных экологических мероприятий.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду составляет незначительный процент в доходах предприятий, и взыматься она должна не за превышение лимитов выбросов, а в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Эффективной, в данном случае, является ситуация, когда ущербы возмещаются «адресно». Это позволит реализовать один из важнейших принципов Российского природоохранительного законодательства – принцип платности природопользования. Это метод «кнута», должен эффективно работать и метод «пряника» – стимулирования природоохранной деятельности, а также должны быть отлаженные механизмы экономической деятельности в сфере природопользования.
Несмотря на то, что в ряде крупных городов страны используются меры налогового стимулирования для предприятий, которые осуществляют переработку мусора, строительство мусороперерабатывающих заводов не ведется активно. Проблема состоит не в недостатке льгот, а заключается в том, что межфирменная кооперация по сбору мусора, отходов, брака для последующей вторичной переработки (рециклинга) недостаточно развита.
Для каждого субъекта России необходимо определить совокупность критериев, определяющих нормативы качества окружающей природной среды. Критерии должны регистрировать предельно допустимые нормы воздействия со стороны любого вида деятельности человека, если они вносят определенные (физические, химические, биологические) изменения в окружающую среду. Традиционная оценка воздействия на окружающую среду производится на стадии планирования и проектирования хозяйственной деятельности, что служит целям экологической безопасности.
Важность осуществления мониторинга при решении задач экологической безопасности определяется его необходимостью:
- для понимания общих тенденций в изменении окружающей среды, как в локальном, так и в глобальном масштабе;
- для получения представлений о возможных изменениях среды, как в силу естественных, так и антропогенных причин;
- для интегральной оценки качества среды и ее состояния при всех вариантах воздействия.
С помощью мониторинга возможно решение многих региональных задач природопользования, например, определение состояния биологических ресурсов; определение предельно допустимых нагрузок на природные комплексы; выявления зон экологического неблагополучия; оценка эффективности природоохранных мероприятий, технологическая модернизация производств, строительство очистных сооружений; создание рекреационных и заповедных зон. Таким образом, комплексный экологический мониторинг – это выход на новый уровень компетентности при принятии практических управленческих решений локального, регионального и глобального масштабов.
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества. На наш взгляд для этого необходимо разработать «дорожные карты», направленные на обеспечение экологической безопасности субъектов Российской Федерации.
Региональная ситуация такова, что обострение экологической ситуации в Республике Мордовия стало возможным в результате игнорирования реальных возможностей природных систем региона, отсутствия учета их адаптационной способности к возросшим антропогенным нагрузкам. В результате проводимых в республике мероприятий наметилась тенденция к уменьшению выбрасываемых вредных веществ и улучшению экологической обстановки. Однако чрезмерно высокая концентрация источников, загрязняющих атмосферу и поверхностные воды в г. Саранске и г. Рузаевке, Чамзинском и Торбеевском муниципальных районах (приходится более 80 % всех выбросов от стационарных источников), не позволила успешно решить все поставленные задачи. В выбросах, загрязняющих атмосферу, все еще фиксируются неорганическая пыль, зола, диоксид серы, окислы углерода и азота. Не отвечают нормативам требованиям и качество поверхностных вод. Сложившаяся ситуация приводит людей к экологически ответственному поведению. Например, опрос жителей г. Саранска выявил высокий уровень озабоченности сложившейся экологической ситуацией [3, с. 110–111]. Более чем 2/3 населения города испытывали тревогу по поводу экологической обстановки, многие заметили ее ухудшение. Причины неблагополучия связывают с увеличением количества автотранспорта, ростом потребления и количеством отходов. Экологическое беспокойство вызывают низкое качество продуктов питания, питьевой воды, радиоактивное загрязнение, нехватка зеленых насаждений, проблема мусора. Таким образом, экологические проблемы и экологические риски актуализированы в сознании большинства жителей г. Саранска.
Выводы
Эколого-географические исследования проблем природопользования и охраны природы исходят из комплекса географических и экологических знаний и служат основой для разработки экологической политики страны и региона.
На наш взгляд, сложную систему связей между общественными системами и экологической обстановкой отражает понятие «эколого-географическая ситуация». Оно подчеркивает комплексный и пространственно-временной характер экологической безопасности. При всем разнообразии проблем устойчивого развития, остается несомненным одно: эти проблемы, в конечном счете, остаются проблемами взаимоотношений между обществом и природой. Взаимоотношения эти всегда были сложными, но в последнее время они приобрели конфликтный характер. Изменение природы было смыслом общественного развития на протяжении многих веков, а, возможно, и тысячелетий, но в настоящее время придется поступать принципиально иначе. Требуется изменять само общество, подчиняя его развитие экологическим требованиям.
В настоящее время, чтобы выйти на траекторию устойчивого развития, необходимы не просто мероприятия по охране окружающей среды, а полномасштабная государственная программа изменения самого общественного устройства, со всеми его экономическими, правовыми и политическими институтами.
Стратегия экологической безопасности способствует реализации планов рационального использования природных ресурсов с учетом ускорения темпов экономического развития страны. Она учитывает национальные интересы и приоритеты, а также необходимость привлечения ресурсов природной среды, адекватных выполняемым задачам, и соответствует существующему законодательству.
Среди инструментов, способствующих развитию такого подхода, можно выделить формирование региональной политики, а также внедрение систем экологического менеджмента и организацию производств по международным экологическим стандартам. Применение системы экологического менеджмента может повысить эффективность производств, снизить негативное воздействие на экологическое состояние региона, сформировать положительный имидж для продукции предприятий с точки зрения ее экологической чистоты. Важным условием является информационная поддержка и инновационный характер экономики, участие населения и хозяйствующих субъектов в сохранении оптимальной национальной экосистемы для будущих поколений.
Список использованных источников
- Направления устойчивого развития регионов России : монография / М. М. Брутян, М. Н. Дудин, Л. А. Ельшин, Н. Н. Логинова, С. В. Меркулова и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2017. 158 с.
- Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы : Государственная программа [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 326 от 15 апреля 2014 года]. URL: http://www.gosprog.ru/gosprog-012/ (дата обращения: 18.10.2018).
- Территориальная организация третичного сектора экономики : монография / И. А. Семина, А. М. Носонов, Н. Д. Куликов [и др.] / Под ред. А. М. Носонова, И. А. Семиной. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 208 с.
Loginova Nina
Doctor of Geography, Associate Professor, Department of physical and socio-economic geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Semina Irina
Doctor of Geography, Associate Professor, Head of department Physical and socio-economic geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Folomejkina Larisa
Doctor of Geography, Associate Professor, Department of physical and socio-economic geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
THE RELEVANT QUESTIONS OF ECOLOGICAL SAFETY FEDERATION: THEORY, EXPERIENCE AND PROBLEMS
By now the Russian Federation does not have the proper motivation to study the environmental safety, research and development aimed at resource conservation and energy efficiency; it has not developed an effective system to stimulate the investment in environmentally significant projects.
The problem of the study is determined by the fact that the incentives suggested by the legislative are assessed by market participants as insufficient and not of serious interest to business since they are inoperative in practice. The analysis of world practice has shown that the transition to new technologies, the abandonment of outdated «dirty» industries, the increasing of environmental requirements for companies can give a long-term impetus to the development of the country’s economy, improve its competitiveness, as well as ensure the high life quality, health and population social well-being. The author’s approach is based on strengthening of ecological safety of Russian regions as a factor of territories development and improvement of population life quality. The actual problems connected with the implementation of measures to solve the problems of nature protection and environmental safety of the Russian Federation are highlighted.
Keywords: Russian Federation, region, strategy of ecological safety, economy, development, technologies, life quality, social well-being.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018
© Логинова Н. Н., 2018
© Семина И. А., 2018
© Фоломейкина Л. Н., 2018