Аннотация: В статье раскрыты особенности экологического нормирования отходов для субъектов малого предпринимательства; показаны возможности программы «Модуль природопользователя» для составления отчетности при экологическом нормировании отходов на примере ООО ТД «Агро-М».
Выпуск: №4 / 2018 (октябрь — декабрь)
УДК: 91:574:614(470.345)
Автор(ы): Кирюшин Александр Владимирович
кандидат географических наук, доцент, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Акашкин Евгений Анатольевич
студент, географический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Кирюшин Владимир Александрович
магистрант, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Сурков Никита Алексеевич
магистрант, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Особенности нормирования в области обращения с отходами для субъектов малого предпринимательства [Электронный ресурс] / А. В. Кирюшин, Е. А. Акашкин, В. А. Кирюшин, Н. А. Сурков // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2018. – № 4. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
Для современного предприятия создание эффективной системы экологического нормирования актуально, поскольку способствует успешному функционированию предприятия в условиях рыночных отношений. На региональном уровне это способствует повышению эколого-экономической эффективности природопользования.
В свою очередь, нормирование отходов к настоящему времени приобретает особую значимость, так как проблема рационального обращения с отходами стоит как никогда остро.
Основные понятия нормативно-правовых основ экологического нормирования в изучаемой сфере отражены в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» [1]. В ст. 1 раскрывается понятие «норматив образования отходов». Под этим понимается «установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции» [1]. Процедура нормирования установлена Приказом Минприроды России № 50 от 25.02.2010 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Важно отметить, что экологическое нормирование по обращению с отходами существенно отличается для субъектов малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, и для субъектов крупного предпринимательства, с другой. Для первых – это составление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещения отходов (далее Отчетность МСП); для вторых – разработка Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
От уровня экологического надзора (региональный или федеральный) природопользователей Республики Мордовия зависит также методическое обеспечение нормирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Предприятия, которые подлежат федеральному экологическому надзору, руководствуются нормативными актами Минприроды России, а предприятия, относящихся к региональному государственному экологическому надзору – Минлесхоза Республики Мордовия.
Рис. 1. Экспликация зданий и сооружений территории промплощадки предприятия ООО ТД (Агро-М):
(1 – административное здание; 2 – гараж, 3 – материальный склад; 4 – аварийный резервуар РГС-25; 5 – резервуарный парк № 1; 6 – насосная внутренней базовой перекачки; 7 – насосная автоналивной эстакады; 8 – автоналивная эстакада № 1; 9 – резервуарный парк № 2; 10 – слесарная мастерская; 11 – автоналивная эстакада № 2; 12 – автоналивная эстакада № 3 (на консервации); 13 – насосная эстакады сливной ж/д № 2 (на консервации); 14 – бытовое помещение; 15 – эстакада сливная железнодорожная № 1; 16 – эстакада сливная железнодорожная № 2 (на консервации); 17 – аварийный резервуар РГСП-25).
Некоторые особенности нормирования отходов для природопользователей, относящихся к малому предпринимательству показаны нами на примере ООО ТД «Агро-М».
Предприятие Агро-М занимается хранением и отпуском нефтепродуктов и расположено по адресу г. Рузаевка ул. Строительная, д. 9 (рис. 1). Данное предприятие, подлежит региональному государственному надзору, и относится к малому предпринимательству.
Анализ показал, что одним из наиболее продуктивных способов составления отчетности является использование автоматизированных средств подготовки различных экологических отчетов. Наиболее доступным и распространенным в настоящее время является программа «Модуль природопользователя», доступ к которому реализован на официальном сайте Росприроднадзора [2]. С учетом этого, основные этапы работы по составлению Отчетности могут быть представлены следующим образом:
I этап работы – инвентаризация отходов, образующихся на предприятии;
II этап – расчет количества отходов;
III этап – составление Отчетности МСП в программе «Модуль природопользователя»;
IV этап – вывод электронной и печатной формы отчетности МСП.
В таблице 1 приведен расчет количества образования отходов за 2017 год. С помощью программы «Модуль природопользования» нами была заполнена электронная форма отчета МСП. Некоторые этапы данной работы приведены на рисунке 2.
Таблица 1.
Расчет образования отходов, вывозимых на городской полигон от ООО ТД «Агро-М» за 2017 год
Наименование отходов | Расчет образования отходов | ||
объем отходов по справке, м3/год | плотность отходов, т/м3 | Масса отходов,
т/год |
|
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) | 13,5 | 0,1 | 1,35 |
Смет с территории предприятия малоопасный | 2,00 | 0,625 | 1,25 |
Таким образом, использование программы «Модуль природопользователя» позволяет оптимизировать работу природопользователя при составлении экологической отчетности, включая заполнение, вывод необходимых форм, а также создание информационной базы, что позволяет уменьшить затраты времени в последующие годы. Продемонстрированный на примере ООО ТД «Агро-М» алгоритм может быть использован для осуществления экологического нормирования по отходам для любых субъектов малого предпринимательства.
Рис. 2. Заполнение информации по отходам в программе «Модуле природопользователя»
Обобщенно сравнительный анализ особенностей нормирования в области обращения с отходами для разных субъектов предпринимательства приведен в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительный анализ особенностей нормирования в области обращения с отходами для разных субъектов предпринимательства
Особенности нормирования в области обращения с отходами | Крупный бизнес | Малый и средний бизнес |
1. Форма экологического нормирования | Проект НООЛР | Отчет об образовании, утилизации, использовании, обезвреживании, о размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства |
2. Уровень государственного экологического контроля | Федеральный и региональный | Федеральный и региональный |
3. Возможность использования программных средств и их характеристика | Ограниченная
(требуется покупка программных средств, например «Отходы, фирма «Интеграл», Санкт-Петербург) |
Неограниченная
(используется бесплатный автоматизированный программный комплекс «Модуль природопользователя» (доступен на сайте Росприроднадзора) |
4. Срок действия | 5 лет | 1 год |
5. Сроки представления и согласования | Не установлены | До 15 января включительно следующего за отчетным периодом года |
6. Трудоемкость | высокая | Невысокая (представляется в уведомительном порядке) |
В целом, анализ показал, что современные подходы к нормированию отходов производства в Российской Федерации и Республике Мордовия соответствуют мировому уровню и направлены на обеспечение экологической безопасности при накоплении, хранении и захоронении отходов. Это, в том числе, позволяет решать задачи устойчивого регионального развития [3–5].
Для создания эффективной системы экологического нормирования в указанной сфере наиболее важными, по нашему мнению, являются следующие механизмы:
- повышение эффективности и прозрачности государственного экологического надзора на федеральном, а также на региональном уровнях;
- совершенствование нормативно-правовой базы в части ее непротиворечивости и устранения двоякого толкования отдельных положений;
- внедрение в экологическое нормирование технологических нормативов образования отходов;
- продление сроков сдачи Отчетности МСП с 15 января на более поздние (как минимум до 1 февраля включительно);
- внедрение алгоритмов нормирования а автоматизированные комплексы (типа «Модуль природопользователя») для наиболее типичных производственных процессов.
Список использованных источников
- Об отходах производства и потребления : Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года, одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года // Российская газета, 1998. 30 июня (№121); Собрание законодательства РФ. 1998. 29 июня (№ 26, ст. 3009).
- Экологическая отчетность в Росприроднадзор. URL: http://www.rpn.gov.ru/otchetnost (дата обращения: 13.04.2018).
- Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242. URL: http://docs.cntd.ru/document/542600531 (дата обращения: 13.04.2018).
- Массеров Д. А., Кирюшин А. В., Кручинкина Е. И. Геоэкологические противоречия в истории взаимоотношений природы и общества // Научное обозрение. 2014. № 6. С.37–42.
- Массеров Д. А., Кирюшин А. В., Федотов Ю. Д. Эколого-социально-географические основы устойчивого развития общества // Научное обозрение. 2015. № 8. С. 29–33.
Kiryushin Alexander
PhD in geography, Associate Professor, Department Ecology and Environmental Sciences, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Akashkin Evgeniy
student, Faculty of Geography, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Kiryushin Vladimir
master student, Department of Ecology and Environmental Sciences, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Surkov Nikita
master student, Department of Ecology and Environmental Sciences, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
PECULIARITIES OF REGULATION IN THE FIELD OF WASTE MANAGEMENT FOR SMALL BUSINESSES
The article reveals the features of environmental regulation of waste for small businesses. It shows the possibility of the program «Module nature» for reporting on environmental regulation of waste on the example of «Agro-M» LLC TD.
Keywords: production and consumption waste, environmental protection, small businesses, environmental regulation, waste management, environmental reporting.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018
© Кирюшин А. В., 2018
© Акашкин Е. А., 2018
© Кирюшин В. А., 2018
© Сурков В. А., 2018