ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Аннотация: В статье раскрываются теоретические аспекты геоэкологического проектирования автомобильных дорог, рассматриваются требования к содержанию экологического раздела проекта автомобильной дороги, предоставляется геоэкологическое обоснование при проектировании, оценивается воздействие строительства автодороги на окружающую среду.

Выпуск: №2 / 2018 (апрель - июнь)

УДК: 625.7/.8:001.63:574(470.345)

Автор(ы): Тарасова Оксана Юрьевна
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экологии и природопользования, географический факультет ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Москалева Светлана Александровна
кандидат географических наук, доцент кафедры землеустройства и ландшафтного планирования, географический факультет ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Ларина Алена Викторовна
кандидат географических наук, доцент кафедры землеустройства и ландшафтного планирования, географический факультет ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог [Электронный ресурс] / О. Ю.Тарасова, С. А. Москалева, А. В Ларина // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2018. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Развитие транспортной инфраструктуры – строительство новых дорог, реконструкция и модернизация эксплуатируемых дорожно-транспортных комплексов, является одним из приоритетных направлений государственной политики России.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Влияние автомагистралей на окружающую среду выражается в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников, загрязнении поверхностных водных объектов, почв, образовании твердых отходов и создании повышенных уровней шума. Строительство и функционирование автодорог приводит к активизации неблагоприятных природных процессов – эрозионных, оползневых процессов, заболачиванию и т. п. Поэтому так важно стремиться к экологической безопасности дорог и минимизации их воздействия на природные экосистемы прилегающих территорий [3].

Реализация задачи экологической безопасности автомобильной дороги должна носить превентивный характер, что возможно при осуществлении комплексного геоэкологического обоснования при ее проектировании путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально-экономических условий проживания людей [4].

К основным принципам геоэкологического проектирования относятся следующие:
а) охрана природы – общественно необходимая деятельность;
б) приоритет экологической безопасности населения;
в) принцип системности;
г)принцип превентивности природоохранных мероприятий;
д) принцип ограничения;
е) принцип оптимизации;
ж) принцип комплексности;
з) региональный принцип и ландшафтный подход;
и) принцип управления. [2].

Таким образом, при геоэкологическом проектировании комплексно анализируются территориальные физико-географические, социально-экономические и экологические особенности, рассматриваются цепочки причинно-следственных связей.

Проектируемая автомобильная дорога «Обход п. Атяшево» проходит по Атяшевскому муниципальному району Республики Мордовия, огибая населенный пункт с левой стороны (рисунок 1).

Начало дороги планируется на 27-м километре оси существующей трассы республиканского значения «р.п. Комсомольский – р.п. Атяшево – г. Ардатов – р.п. Тургенево – гр. Чувашии», имеющей общую протяженность 79,0 км от р.п. Комсомольский до границ с Республикой Чувашия. Согласно разработанному проекту, планируемая к строительству автодорога уходит влево от существующей трассы, огибает п. Атяшево без заезда в населенный пункт и затем в районе 31-го километра снова переходит на ось существующей дороги республиканского значения.

По основному ходу проектируемой дороги предусматриваются участники подъезда к существующей трассе «р.п. Комсомольский – р.п. Атяшево – г. Ардатов – р.п. Тургенево – гр. Чувашии» путем примыкания с помощью устройства переходно-скоростных полос. Протяженность проектируемой дороги составляет 9,1 км, строительная длина автодороги – 10,28 км. Проектируемая трасса имеет 2 съезда и 3 пересечения с второстепенными дорогами. Площадь объекта землеустройства границ постоянной полосы отвода автодороги составляет – 124 460 м2 (12,4460 га). Общее направление трассы – юго-восточное. После строительства автодороги в обход п. Атяшево проектом предусмотрено разборка брошенных участков и их рекультивация [2].

 

Рис. 1. Картосхема проектируемой дороги «Обход п. Атяшево» [5]

 

По результатам оценки воздействия объекта на окружающую природную среду установлено, что проектируемый объект – автомобильная дорога «Обход п. Атяшево» учитывает принципы геоэкологического проектирования, соответствует требованиям природоохранного законодательства и является безопасной при условии реализации проектных решений в полном объеме.

Для обеспечения экологической безопасности строительства и функционирования автомобильной дороги проектом предусмотрены следующие мероприятия:

  1. Тщательное планирование отвода земель: под строительство дороги отвести малопригодные для сельскохозяйственного производства земли; использование земель, занятых лесными угодьями, а, следовательно, вырубка деревьев, только в случае крайней необходимости.

Для снижения уровня механического воздействия на почвенный покров необходимо предусмотреть:

  • соблюдение границы отвода земель;
  • недопущение сведения древесно-кустарниковой растительности за пределами отвода земли;
  • хранение снятого плодородного слоя для последующей рекультивации;
  • учёт видового состава растений на биологическом этапе рекультивации;
  • запрет засыпки грунтом корневых шеек и стволов растущих деревьев и кустарников;
  • укрепление откосов земляного полотна от разрушающего действия воды и ветра засевом многолетних трав;
  • запрет технического обслуживания, мойки машин, механизмов на необорудованных площадках;
  • оснащение места строительства контейнерами для отходов.
  1. При строительстве дороги источниками загрязняющих веществ в атмосферу будут: работающие двигатели строительных машин и механизмов, передвижная дизельная электростанция, сварочные и покрасочные работы. Однако по расчетам, уровень загрязнения не будет превышать санитарных норм. Для минимизации выбросов загрязняющих веществ рекомендуются следующие мероприятия:
  • сокращение до минимума количества строительной техники, обновление парка тяжелых автомашин, переход на более чистые виды топлива;
  • регулярный техосмотр строительной техники, машин;
  • недопущение простоя строительной техники с включенным двигателем;
  • проведение контроля выхлопных газов автотранспорта;
  • соблюдение сроков строительства;
  • запрет на работу техники в форсированном режиме;
  • укрытие кузовов машин тентами при перевозке сильно сыпучих грузов;
  • устройство покрытия усовершенствованного типа на примыканиях [5].
  1. Редкие и исчезающие виды растительности и животного мира, занесенные в Красную книгу РФ и Республики Мордовия на данной территории отсутствуют [1]. Планируемые работы не затрагивают особо охраняемых природных территорий. Для обеспечения сохранности растений и животного мира необходимо:
  • принимать меры по обустройству дороги, предохраняющие от произвольного съезда с дороги в непредусмотренных местах;
  • работы проводить только на запланированной строительной площадке;
  • не использовать токсичные материалы и вещества, неисправную строительную технику;
  • по окончании строительных работ провести восстановление территории (разобрать строительную площадку, очистить территорию от строительного мусора, и озеленить прилегающую территорию);
  • проводить регулярную рекультивацию почвенного слоя для устранения загрязнения вредными веществами, накопившимися в почве от выхлопов машин и проливов нефтепродуктов;
  • обеспечить контроль за предотвращением захламления территории, браконьерства, мытья машин, слива отработанных масел в неустановленных местах [7].
  1. В проекте предусмотрены мероприятия по расчистке самовыросшей древесно-кустарниковой растительности в количестве – 596 шт., попадающей в зону строительных работ – 0,0824 га. Общая стоимость компенсации вырубки древесно-кустарниковой растительности при строительстве автомобильной дороги составит 3169004 рублей [5].
  2. Строительство проектируемой автодороги «Обход п. Атяшево» будет производиться в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Дада. Качественный состав бытовых сточных вод в период строительства будет обычен для данного вида стоков и специфических загрязняющих веществ в них содержаться не будет. Обеспечение рабочих питьевой водой планируется производить путем ежедневной доставки сертифицированной питьевой воды в передвижных емкостях, а сбор хозяйственно-фекальных стоков на месте ведения работ осуществлять в передвижную биотуалетную кабину.

Для обеспечения экологической безопасности, сохранения водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки рекомендуется:

  • осуществлять заправку, мойку, ремонт автомобилей, размещение, складирование горюче-смазочных материалов только на специально оборудованных площадках;
  • оснащать места строительства передвижными контейнерами для бытовых и производственных отходов;
  • проводить инструктаж персонала по соблюдению требований охраны окружающей среды;
  • — укреплять откосы и земляное полотно от разрушающего действия воды и ветра путем засева многолетней травой;
  • обязательно предусматривать водоотвод с проезжей части дороги от подошвы насыпи; при необходимости укреплять кюветы засевом трав;
  • в случае аварийных утечек нефтепродуктов загрязненный участок необходимо засыпать песком, а загрязненный песок собрать в специально предусмотренную для этого емкость и утилизировать [6].
  1. В проекте представлен расчет объемов образования отходов производства и потребления IV–V классов опасности, указана схема сбора, временного хранения и удаления. Также в целях снижения объемов образования отходов и влияния их в период строительства и эксплуатации предлагаются следующие мероприятия:
  • разработка технической документации по обращению с отходами с целью оптимизации сбора, сортировки, накопления;
  • назначение ответственных лиц по обращению с отходами, обеспечивающих надлежащий их учет и контроль;
  • организация взаимодействия с органами контроля и надзора в области обращения с отходами;
  • обеспечение наличия средств по ликвидации возможных аварийных ситуаций, возникающих при обращении с отходами [5].
  1. Строительство автомобильной дороги сопровождается акустическим воздействием на окружающую среду, основным источником шума являются строительная техника и автотранспорт. Ожидаемые эквивалентные и максимальные уровни звука в районе производства работ, создаваемые строительной техникой, не превышают нормативные величины по СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Дополнительные шумозащитные мероприятия не требуются.
  2. При строительстве и эксплуатации объекта проектирования важным является производственный экологический контроль (мониторинг) за характером изменения компонентов окружающей среды, который включает: проверку наличия документов на отвод земель и соответствие их законодательству РФ; мониторинг использования земель; мониторинг обращения со снимаемым слоем плодородной почвы; контроль за экологичностью материалов, используемых для отсыпки земляного полотна и устройства дорожной одежды; контроль за экологичностью методов производства работ, обеспечивающих минимальное количество кавальеров; мониторинг развития линейной и плоскостной эрозии грунтов; контроль своевременного закрепления откосов на завершенных участках насыпи; мониторинг обращения со строительными и бытовыми отходами; мониторинг рекультивации площадок строительства [8].

Таким образом, при выполнении перечисленных мероприятий на рассматриваемом участке автодороги будет обеспечена экологическая безопасность объектов и минимизировано потенциальное неблагоприятное воздействие антропогенных факторов.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Географический Атлас Республики Мордовия / редкол.: А. А. Ямашкин (пред. кол.), С. М. Вдовин, Н. П. Макаркин [и др.]. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 204 с.
  2. Геоэкологический анализ состояния природно-социально-производственных систем // А. В. Кирюшин, Ю. Д. Федотов, В. Н. Масляев, С. А. Москалева, А. М. Шутов, М. В. Ямашкина, М. В. Кустов, А. В. Ларина; науч. ред. и сост.: А. А. Ямашкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 260 с.
  3. Жаткина И. В., Москалева С. А. Экологическое обоснование при проектировании городских геотехнических систем // Актуальные вопросы архитектуры и строительства : материалы XIV Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Саранск, 2015 . С. 310–313.
  4. Жигунова Д. А., Москалева С. А. Экологические аспекты строительства автомобильных дорог // XІV Огарёвские чтения: материалы науч. конф. : в 3 частях. 2016. Ч. 2. С. 285–290.
  5. Материалы проектной документации по строительству автомобильной дороги «Обход п. Атяшево». Саранск: ООО СК «Трансмагистраль». 120 с.
  6. Муртазин Р. Н., Ларина А. В. Обеспечение экологически безопасного состояния автодороги и придорожных территорий при проектировании // О вопросах и проблемах современных естественных и математических наук // Итоги международной науч.-практ. конф., г. Челябинск, вып. IV. – Челябинск: ИЦРОН, 2017. С. 37–39.
  7. Каверин А. В., Гераськин М. М., Емельянова Н. А., Тарасова О. Ю. Экологическое обустройство ландшафтов: конспект лекций / Под ред. А. В. Каверина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 136 с.
  8. Кирюшин А. В., Еделькина А. С., Резаков Г. Р. Анализ антропогенного воздействия на окружающую среду в муниципальных районах Республики Мордовия // Мир науки и инноваций. 2015. Т. 12. С. 83–86.

 


 

Tarasova Oksana

PhD in geography, associate Professor, Department Ecology and Environmental Management, National Research Ogarev Mordovian State University

Okstarasova@yandex.ru

 

Moskaleva Svetlana

 PhD in geography, associate Professor, Department of Land management and Landscape planning, National Research Ogarev Mordovian State University

Moskaleva-s-a@yandex.ru

 

Larina Alena

 PhD in geography, associate Professor, Department of Land management and Landscape planning, National Research Ogarev Mordovian State University

Larina2705@yandex.ru

 

GEOECOLOGICAL ASPECTS OF HIGHWAY DESIGN

 

The article reveals the theoretical aspects of geo-environmental engineering of roads, it considers the requirements to the content of the environmental section of the road project and provides the geo-ecological study for the design. The article assesses the impact of road construction on the environment.

 

Keywords: transport infrastructure, highways, geoenvironmental engineering, environmental safety, environmental laws, the assessment of the impact on the environment.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Тарасова О. Ю., 2018

© Москалева С. А., 2018

© Ларина А. В., 2018