ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация: В статье рассматривается история становления промышленности на Урале и в Свердловской области. Проанализированы статистические данные по текущим объемам промышленного производства за последние 5 лет, а также данные о количестве вредных выбросов промышленных предприятий. Рассмотрены государственные программы экологической безопасности, проанализированы предлагаемые в них мероприятия. Выявлены приоритетные направления и задачи обеспечения экологической безопасности региона.

Выпуск: №2 / 2017 (июль — сентябрь)

УДК: 332.1

Автор(ы): Поротников Павел Анатольевич
кандидат экономических наук, преподаватель, кафедра социально-экономических дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

Шашмурин Илья Олегович
курсант, факультет подготовки сотрудников полиции, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Поротников П. А. Промышленный сектор Свердловской области как фактор экологической безопасности региона [Электронный ресурс] / П. А. Поротников, И. О. Шашмурин // Современные проблемы территориального развития : электрон. журнал. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Перед каждым регионом Российской Федерации стоит задача максимизировать производство продукции в соответствии с региональным разделением труда. Это позволяет извлечь больший доход не только государству в целом, но и дает возможность самим регионам расширять внутреннюю экономику, модернизировать ее в соответствии с региональными интересами. Впоследствии это должно благополучно сказаться на таких макропоказателях, как ВВП, экспорт товара, ВНП, национальный доход, располагаемый доход и другие. Развитие промышленности, строительство различных производственных зданий, переработка сырья определенным образом влияют на окружающую среду и экологию региона в целом. В предлагаемой работе мы попытаемся проанализировать данную проблему, дать оценку перспективам развития промышленного сектора экономики и указать пути возможного решения экологических проблем.

Освоение Уральского региона и его полезных ископаемых началось во времена Петра I, когда семья купцов Демидовых переправилась на Уральских хребет и развернула там свое производство. Благодаря строительству множества медеплавильных и железоделательных заводов, Урал стал известен не только как промысловый край, в котором добывалась пушнина, продававшаяся по всей Руси, но и как центр «железной промышленности». Помимо пушнины и соли, добываемых в верховьях Камы, в европейскую часть России переправлялись чугун, золото, серебро, полудрагоценные камни, а позже и готовая продукция – чугунные пушки, сыгравшие одну из ключевых ролей во времена Северной войны. К 18 веку Россий стала единоличным лидером по выплавке железа и производству чугуна в мире и сохранила этот статус до середины следующего столетия.

Примечательным является тот факт, что кратчайшие сроки Российская Империя только за счет недр и ресурсов Уральского региона смогла опередить промышленность Англии по показателям добычи сырья и его переработки. Стоит также учесть, что Англия имела множество колоний по всему земному шару, что давало ей определенное преимущество не только в экономическом плане, но и в стратегическом развитии и налаживании торговых отношений с развитыми странами того времени. По статистике, в конце 80-х годов 18 века, 2/3 потребляемого Англией железа уже были уральскими.

Петру Великому удалось ускорить экономический рост Империи за счет грамотно разработанной стратегии по добыче и переработке сырья, вследствие чего вырос промышленный потенциал России, увеличилась добыча драгоценных металлов, что увеличило доход казны в указанный период. Удалось улучшить отношения со странами Европы за счет налаживания торговых отношений, в частности – увеличения экспорта продукции, которая являлась конкурентоспособной по отношению к зарубежным товарам, что позволило ей в максимально короткие сроки захватить значительную часть рынка.

Для Урала пик по добыче полезных ископаемых приходится на середину 19 века. Именно в этот период были обнаружены крупные месторождения таких полезных ископаемых, как алмазы и изумруды.

Интенсивная добыча железных руд велась на протяжении двух последующих столетий. Из уральского железа ковались пушки и ядра, использовавшиеся впоследствии в походах Суворова, Кутузова.

Второй расцвет Урала пришёлся на годы индустриализации (1926–1940) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). В ходе первых трёх пятилеток здесь были построены известные на весь мир металлургические и машиностроительные заводы, такие как Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, завод тяжёлого машиностроения «Уралмаш» в Екатеринбурге и прочие. Во время войны многие предприятия были эвакуированы из оккупированных районов на Урал, где впоследствии и остались.

Помимо названных ископаемых уральский регион обладал значительными запасами марганца, который считался стратегически важным, так как с его помощью изготавливалась танковая броня. Одно из самых крупных месторождений находилось недалеко от поселка Полуночное на севере Свердловской области.

В конце двадцатого века перед распадом Советского Союза, темпы развития Урала начали постепенно угасать. Сказался кризис печально известных 90-х и не самая лучшая политика государства по отношению к промышленности. Тем не менее, Урал по-прежнему оставался в числе лидеров по объемам промышленного производства в стране, стабильно удерживая первые места.

На территории региона сегодня расположено множество предприятий тяжелого машиностроения и станкостроения, производства металлоизделий, металлургии, производства стройматериалов, производства резиновых и пластмассовых изделий, пищевой промышленности. Положение промышленного лидера обязывает уделять особое внимание экологической безопасности в регионе.

Индекс промышленного производства, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, в январе–июле 2016 года составил 104,4% к уровню января–июля 2015 года, и по видам деятельности соответственно:

— добыча полезных ископаемых – 102,4%,

— обрабатывающие производства – 104,6%,

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 105,7%.

По итогам анализируемого периода среди обрабатывающих производств стабильный рост объемов производства был отмечен на предприятиях по производству машин и оборудования, который составил 18,5% к уровню января–июля 2015 года, производству резиновых и пластмассовых изделий – на 17,7%, производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 13,4%, производству транспортных средств и оборудования – на 12,3%,  химическому производству – на 6,4%, по обработке древесины ипроизводстве изделий из дерева – на 2,9% [1].

По валовому региональному продукту Свердловской области в текущих основных ценах в миллионах рублей наблюдается рост производственного потенциала промышленного сектора (Таблица 1):

 

Таблица 1. Валовой региональный продукт Свердловской области, млн. руб.

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Валовой региональный

продукт (валовая добавленная стоимость)

1291019 1484879 1568655 1659784 1779446
в том числе:
Добыча полезных ископаемых 51895 28899 29385 25215 27041
Обрабатывающие

производства

359865 402241 416010 450701 541447
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 60478 59160 59939 71214 71328
Строительство 79437 76547 84392 115318 110126

 

С экономической точки зрения, вышеуказанные данные являются существенными для региона. Они значительно влияют на приток финансовых средств в бюджет. Тем не менее, «обратная сторона медали» в данном случае, заключается в ухудшении экологии на фоне развития промышленного потенциала. Данные Росстата [2] по динамике выбросов и улавливания загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников (с учетом индивидуальных предпринимателей, частных заводов, фабрик и прочего) в Свердловской области приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Динамика выбросов и улавливания загрязняющих веществ

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016г.
Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. тонн 1129 1097 1021 984 906
из них без очистки, тыс. тонн 870 832 788 808 773
Уловлено и обезврежено загрязняющих атмосферу веществ, тыс. тонн 9603 8975 8300 8078 7402
в % от общего количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников 89,5 89,1 89,0 89,1 89,1
Утилизировано загрязняющих веществ, тыс. тонн 2639 2535 2657 2584 2432
в % от общего количества вредных веществ, поступающих на очистные сооружения 26,8 27,4 31,1 31,3 32,3

 

Проанализировав данную сводку, мы можем говорить о том, что в 2016 году наблюдается значительное снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ с 1129 тонн до 906,  при этом из них было выброшено без очистки в 2016 году 773 тонны, а в 2012 – 870 тонн.

С помощью специального оборудования на территории Свердловской области в 2016 году было уловлено и обезврежено 7402 тонны загрязняющих атмосферу веществ. Для сравнения: та же работа была проделана и в 2012 году, но обезврежено было 9603 тонн загрязняющих веществ.

Для наиболее точного соотношения периода 2012 и 2016 года стоит соотнести процентные показатели обезвреживания ядовитых веществ, так как в 2012 году в атмосферу было выброшено значительно большее количество загрязняющих веществ. В процентном соотношении это будет выглядеть следующим образом: в базовом периоде (2012 г.) было обезврежено 89,5% отравляющих веществ, а в отчетном (2016 г.)  89,1%. Утилизировано загрязняющих веществ в процентном соотношении в 2012 и 2016 годах 26,8% и 32,3% соответственно.

Основываясь на статистических данных, была составлена сводка по основным показателям, характеризующим воздействие хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды (Таблица 3).

 

Таблица 3. Воздействие хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Забор воды из природных водных объектов, млн. м3 1416 1320 1274 1288 1198
Объем загрязненных сточных вод, сброшенных в поверхностные водоемы, млн. м3 770 712 687 667 660
Образование и поступление отходов производства и потребления от других организаций,

тыс. тонн

171612 192095 201391 185106 178941
Использование и обезвреживание отходов производства и потребления,

тыс. тонн

79989 104367 85620 82860 89465
Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников,

тыс. тонн

1091 1129 1097 1021 984
Уловлено и обезврежено загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников,тыс. тонн 9354 9603 8975 8300 8078

 

Стоит отметить, что в Свердловской области реализуется множество программ по поддержанию высокого уровня экологической безопасности. В их число входят постановление «Об утверждении муниципальной программы «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017–2020 годы». Обязательной для всех предприятий является разработка природоохранной документации. Особенно важно соблюдение утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и реализация запланированных природоохранных мероприятий. В рамках данного постановления предполагается решать проблему улучшения качества атмосферного воздуха и осуществление контроля за соблюдением санитарных и экологических норм содержания водоохранных зон и водных объектов, проведение очистных мероприятий, осуществление на регулярной основе мониторинга качества воды [3].

Планируется достичь таких целей, как улучшение экологической обстановки, создание благоприятных условий для проживания населения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», повышение уровня экологической культуры населения.

Приоритетными направлениями и задачами указанного постановления являются:

1) Снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и нестационарными источниками.

2) Улучшение качества воды в водоемах и водотоках.

3) Совершенствование технологий сбора, удаления, обезвреживания и захоронения отходов.

4) Совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения населения.

5) Сохранение и воспроизводство зеленого фонда муниципального образования «город Екатеринбург».

6) Снижение риска развития экологически обусловленных заболеваний.

7) Контроль за соблюдением требований в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности.

К 2020 году планируется, что вышеупомянутые задачи будут выполнены и негативное влияние на экологию Свердловской области будет минимизировано.

Деятельность по охране окружающей среды является довольно дорогостоящей, о чем свидетельствуют статистические данные по объему затрат денежных средств за 2016 и 2015 годы, представленные в таблице 4:

 

Таблица 4. Текущие затраты на охрану окружающей среды и экологические платежи предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в Свердловской области в фактически действовавших ценах, млн. руб.

2016 2015 2016

 в % к 2015

Текущие затраты на охрану окружающей среды – всего 16458,7 13688,2 120,2
в том числе:

на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения  климата

3203,4 3029,8 105,7
на сбор и очистку сточных вод 6976,9 7232,7 96,5
на обращение с отходами 5374,3 2451,0 в 2,2 р.
на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 199,2 194,3 102,5
на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия 8,4 2,9 в 2,9 р.
на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий 7,5 1,8 в 4,2 р.
на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды 535,9 570,3 94,0
на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду 4,3 82,7 5,2
на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей

среды

148,7 122,8 121,1
Затраты на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды 1051,3 848,7 123,9
в том числе:

на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата

324,4 182,7 в 1,8 р.
на сбор и очистку сточных вод 666,0 579,0 115,0
на обращение с отходами 50,7 67,7 74,9
на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 1,7 2,1 81,0
на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия 0,3 0,0 в 14,0 р.
на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды 8,1 9,2 88,0
на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей  среды 0,2 8,0 2,5
Плата за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления) – всего 479,9 590,3 81,3
      в том числе:

в водные объекты

46,3 22,9 в 2,0 р.
   в атмосферный воздух 101,8 133,6 76,2
   за размещение отходов производства и потребления 331,8 433,7 76,5
   в подземные горизонты 0,0 0,0 85,7
Плата за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления) 628,2 597,8 105,1
      в том числе:

в водные объекты

140,7 185,2 76,0
   в атмосферный воздух 149,4 331,7 45,0
   за размещение отходов производства и потребления 337,8 80,1 в 4,2 р.
   в подземные горизонты 0,3 0,8 37,5
Средства (иски) и штрафы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства 11,1 13,5 82,2

 

Исходя из приведенной информации, можно сделать вывод о том, что поддержание благоприятной экологической ситуации в Свердловской области обходится региональному бюджету в огромные суммы, которые тратятся ежегодно на переработку отходов, очищение воздуха, воды и различные очистные мероприятия. Помимо государственной поддержки в области экологии, на территории Свердловской области функционирует порядка 37 крупных предприятий, занимающихся охраной окружающей среды. Различными образовательными организациями, промышленными предприятиями и просто неравнодушными гражданами регулярно проводятся субботники, которые также вносят значительный вклад в поддержание чистоты.

Экономико-статистический  анализ экологической проблемы, позволяет сделать заключение, что в Свердловской области применяются всевозможные меры как по снижению уровня загрязнения, так и по предотвращению самих явлений загрязнения. Тем не менее, задачей сегодняшнего дня является повышение экологической безопасности. Это зависит не только от действий нынешней власти, но и от менталитета самих жителей Свердловской области, так как огромные территории частного сектора также загрязняются и их также приходится очищать за счет средств федерального бюджета, что влечет за собой огромные дополнительные затраты. Используемые денежных средств могли бы пойти на улучшение сферы здравоохранения и уровня жизни бюджетников.

 

 

 Список использованных источников

 

  1. Итоги социально-экономического развития Свердловской области в январе-июле 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.midural.ru/content/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-iyule-2016-goda (дата обращения: 29.05.2017).
  1. Окружающая среда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/ (дата обращения: 29.05.2017).
  1. Об утверждении муниципальной программы «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017–2020 годы : постановление Администрации города Екатеринбурга № 2164 от 31 октября 2016 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429069326.

 


 

Porotnikov Pavel

Doctor of Eeconomics, lecturer, Department of socio-economic disciplines, Ural law Institute at Ministry of interior of Russia, Yekaterinburg

 

Shashmurin Ilya

military student, faculty of police training, Ural law Institute at Ministry of interior of Russia, Yekaterinburg

 

INDUSTRIAL SECTOR OF SVERDLOVSK REGION AS A FACTOR OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN THE REGION

 

The article examines the history of the formation of industry in the Urals and in the Sverdlovsk region. The statistical data on current volumes of industrial production for the last 5 years, as well as data on the number of harmful emissions of industrial enterprises are analyzed. The state programs of ecological safety are considered, the measures proposed in them are analyzed. Priority directions and tasks of ensuring environmental safety in the region have been identified.

 

Key words: industrial sector, Sverdlovsk region, environmental safety.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Поротников П. А., 2017

© Шашмурин И. О., 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *