ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ГОРОДСКУЮ СРЕДУ ЮГО-ЗАПАДНОГО ЖИЛОГО РАЙОНА Г. САРАНСК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация: В статье анализируется воздействие автотранспорта на городскую среду одного из жилых районов г. Саранск. Выполненное исследование городского пространства поможет экологам, гигиенистам и градостроителям в разработке оптимизационных мер по улучшению качества городской среды, снижению выбросов от автотранспорта, проектированию элементов санитарного благоустройства.

Выпуск: №2 / 2017 (июль — сентябрь)

УДК: 911.375

Автор(ы): Федотов Юрий Дмитриевич
кандидат социологических наук, доцент, кафедра физической и социально экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Федотов Ю. Д. Оценка воздействия автотранспорта на городскую среду юго-западного жилого района г. Саранск Республики Мордовия [Электронный ресурс] / Ю. Д. Федотов // Современные проблемы территориального развития : электрон. журнал. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота и угарным газом, содержащимися в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха оксидами азота составляет более 60 %, угарным газом – более 50 % от общего загрязнения атмосферы этими газами. Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов, за определенный промежуток времени. Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу жилого района города, может быть оценено расчетным методом [7,12].

В юго-западной части Ленинского района г. Саранска сложился обширный жилой массив, который находится на некотором удалении от центра города, вдали от крупных промышленных предприятий, с двух сторон окруженный пригородным лесом. В настоящее время данная территория считается одной из самых озелененных в городе. Здесь располагаются в основном предприятия пищевой промышленности, бытового обслуживания населения. Кроме того, функционирует одна из крупных больниц города –№ 4 и специализированное медучреждение – «Водогрязелечебница». В лесной зоне функционирует биатлонный центр.

При оценке факторов качества жизни населения по важности, на первое место опрошенные респонденты поставили благоприятную экологическую обстановку.  В основном это объяснялось тем, что вблизи нет промышленных предприятий, которые загрязняют атмосферный воздух.  Тем не менее, большая часть жителей Юго-Запада считают главной причиной загрязнения своего района транспорт [8,10,11].

Главными улицами жилого массива являются проспект «50 лет Октября», ул. им. Комарова, Попова, Марины Расковой, Фурманова, Ульянова. Он связан с центром и другими районами города: автобусами –14, 28, 20э; маршрутное такси – 14, 18, 20, 32, 40 [6].

Расчет количества выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта производился на основе методики, где оценка основывается на трех загрязняющих ингредиентах: угарный газ, углеводород и диоксид азота [12]. Методика предусматривает выбор нескольких участков наблюдения. В данном случае этими участками являются автодороги «основного» значения, т.е. дороги, которые перегружены движением автотранспорта (дорога по ул. Осипенко до ул. А. Невского, ул. Ульянова до ул. Энгельса, пр. 50 лет Октября, ул. Гагарина и ул. Титова). Улицы «второстепенного» значения, которые в меньшей степени перегружены автомобильным движением, при характеристике воздействия транспорта не были учтены.

По результатам расчетов была составлена сводная таблица количества выбросов автотранспортом в атмосферу. Как свидетельствуют данные таблицы 1, наибольшая зона влияния загрязняющих ингредиентов приходится на участки наблюдения по ул. Осипенко, Невского и Титова. Количество выбросов угарного газа распределяется в пределах от 0,3 мг/м3 до 0,5 мг/м3, углеводородов – от 0,03 мг/м3 до 0,05 мг/м3. А также на участке, расположенном на перекрестке ул. Гагарина и пр. 50 лет октября. И наоборот наименьшее воздействие автомобильного транспорта характерно для пр. 50 лет Октября. Здесь выбросы угарного газа и углеводородов не превышают соответственно 0,13 мг/м3 и 0,01 соответственно.

Таблица 1. Количество выбросов автотранспортом в атмосферу

Участок наблюдения Токсичные вещества, мг/м3
  Угарный газ Углеводород Оксид азота
№ 1: перекресток улиц  Осипенко и Ульянова 0,3 0,03 0,02
№ 2: перекресток улиц Ульянова и Гагарина 0,2 0,02 0,02
№ 3: участок автодороги по улице Ульянова 0,2 0,02 0,01
№ 4: перекресток улиц Ульянова и Энгельса 0,2 0,02 0,01
№ 5: перекресток улиц Энгельса и пр. 50 Лет Октября 0,17 0,015 0,01
№ 6: участок автодороги по пр.  50 Лет Октября 0,13 0,01 0,01
№ 7: перекресток улиц пр. 50 Лет Октября и ул. Гагарина 0,25 0,025 0,02
№ 8: участок автодороги по  улице Гагарина 0,2 0,02 0,02
№ 9: участок автодороги по улице Титова 0,4 0,04 0,03
№ 10: перекресток улиц Невского и Осипенко 0,5 0,05 0,04

Кроме того, для каждого из участков были проведены расчеты, характеризующие превышение ПДК по содержанию СО, углеводородов и NO2 непосредственно около дороги. Кроме того, были произведены расчеты, устанавливающие ширину воздействия дороги, на котором плотность выделяющихся СО и углеводородов превышает ПДК. Также было подсчитано предположительное число жителей, подвергавшихся негативному воздействию вредных веществ. Подсчет автомобильного транспорта проводился в светлое время суток.

В результате расчетов было установлено, что на участке № 1 автодороги по ул. Ульянова от ул. Осипенко до ул. Гагарина, содержание СО и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 60 раз и 6 раз соответственно. Содержание NO2 на наблюдаемом участке не превышает ПДК. Кроме того, были произведены расчеты, устанавливающие ширину воздействия, на котором плотность выделяющихся СО и углеводородов превышает ПДК. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по СО, составляет 300 м, превышение ПДК по углеводородам – 30 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает частный сектор и двухэтажные жилые дома. Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 1000 человек.

Расчетные данные свидетельствуют, что содержание CO и углеводородов на участке № 2 превышает ПДК непосредственно у дороги в 70 раз и 7 раз соответственно. Содержание NO2 на наблюдаемом участке не превышает ПДК. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по СО, составляет 350 м, превышение ПДК по углеводородам –35 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает многоэтажные жилые дома, юго-западный вещевой рынок и ряд небольших организаций.  Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 2000 человек.

В результате расчетов на участке № 3 автодороги по ул. Ульянова от ул. Марины Расковой до ул. Энгельса было установлено, что содержание CO и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 70 раз и 7 раз соответственно. Содержание NO2 на наблюдаемом участке не превышает ПДК. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по СО, составляет 350 м, превышение ПДК по углеводородам –35 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает многоэтажные жилые дома, юго-западный спортивный комплекс, медицинский институт МГУ им. Н. П. Огарева, медицинский диагностический центр и ряд небольших организаций.  Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 3000 человек. Необходимо отметить, что данный участок автодороги озеленен достаточно хорошо.

Расчеты на участке № 4 автодороги по ул. Энгельса от ул. Ульянова до пр. 50 Лет Октября показывают, что содержание CO и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 33 раза и 3,2 раза соответственно. Кроме того, произведенные расчеты, позволили установить расстояние от дороги, на котором плотность выделяющихся CO и углеводородов превышает ПДК. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по CO, составляет 300 м, превышение ПДК по углеводородам –30 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает многоэтажные жилые дома, торговый центр «Эльдорадо», АО «Хлебозавод». Кроме того, в зоне воздействия указанных вредных веществ действуют 3 детских сада и 1 школа. Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 2000 человек. Содержание NO2 не превышает ПДК.

На участке № 5 автодороги по пр. 50 Лет Октября от ул. Энгельса до ул. Марины Расковой расчетами было установлено, что содержание CO и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 30 раз и 3 раза соответственно. Содержание NO2 находится в пределах нормы. Распространение CO не превышает 150 метров по обе стороны дороги. Оно захватывает жилые дома, находящиеся по ул. Марины Расковой, Серадзская, Щорса и пр. 50 Лет Октября, где проживает около 4000 человек. Под воздействие угарного газа и углеводородов попадают магазины «Юбилейный», детские сады и школа.

Произведенные расчеты на участке № 6 автодороги по пр. 50 Лет Октября от ул. Марины Расковой до ул. Гагарина показали, что расстояние от дороги по обе стороны, на котором плотность выделяющихся CO превышает ПДК составляет 175 м, углеводородов – 40 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает в основном пятиэтажные жилые дома, кинотеатр «Россия», магазин «Магнит». Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 2000 человек. Содержание NO2 не превышает ПДК.

Расчеты, которые были произведены на участке № 7 автодороги по пр. 50 Лет Октября от ул. Марины Расковой до ул. Гагарина показывают, что содержание CO и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 20 раз и 2 раза соответственно. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по CO, составляет 150 м, превышение ПДК по углеводородам –15 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает многоэтажные жилые дома, частный сектор, и ряд небольших организаций. Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 250 человек. Содержание NO2 не превышает ПДК.

В результате расчетов на участке № 8 автодороги по ул. Титова от ул. А. Невского до ул. Республиканская было установлено, что содержание CO и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 33 раза и 3,2 раза соответственно. Кроме того, произведенные расчеты, позволили определить расстояние от дороги, на котором плотность выделяющихся CO и углеводородов превышает ПДК. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по CO, составляет 300 м, превышение ПДК по углеводородам –30 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает многоэтажные жилые дома, Министерство социальной защиты РМ. Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 1000 человек. Содержание NO2 не превышает ПДК.

В результате расчетов на участке № 9 автодороги по ул. А. Невского от ул. Гагарина до ул. Осипенко было установлено, что содержание CO и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 50 раз и 5 раз соответственно. Содержание NO2 на наблюдаемом участке не превышает ПДК. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по СО, составляет 450 м, превышение ПДК по углеводородам – 45 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает многоэтажные жилые дома с левой стороны и частный сектор на правой стороне дороги, а также ряд небольших организаций.  Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 1000 человек.

На участке № 10 автодороги по ул. Осипенко от ул. А. Невского до ул. Ульянова в результате расчетов было установлено, что содержание СО и углеводородов превышает ПДК непосредственно у дороги в 100 раз и 10 раз. Содержание NO2 на наблюдаемом участке не превышает ПДК. Кроме того, были произведены расчеты, устанавливающие ширину воздействия, на котором плотности выделяющихся СО и углеводородов превышают ПДК. Ширина участка, на котором зафиксировано превышение ПДК по СО, составляет 500 м, превышение ПДК по углеводородам –100 м. В зону влияния указанных выше ингредиентов попадает частный сектор и двухэтажные жилые дома. Негативному воздействию вредных веществ подвергается примерно 2000 человек. Вблизи указанного участка автодороги организаций и учебных заведений нет.

Таким образом, наибольшая зона влияния загрязняющих веществ, приходится на участки наблюдения по ул. Осипенко, Невского и Титова, а также на участки, расположенные на перекрестке ул. Гагарина и пр. 50 лет Октября. Зона влияния угарного газа распределяется в пределах от 300 до 500 метров, углеводородов – от 30 до 100 метров. Наименьшему влиянию автотранспорта подвержены участки автодороги по пр. 50 лет Октября. Зона влияния угарного газа распределяется от 60 до 170 метров, углеводородов – от 15 до 40 метров. Воздействие диоксида азота на окружающую среду во всем районе исследования не превышает ПДК.

Кроме того, необходимо отметить, что проведенные раннее научно-производственном центром при Мордовском госуниверситете исследования свидетельствуют об интенсивном загрязнении территории автомобильным транспортом. Так, геохимические данные показывают, что одним из главных источников загрязнения атмосферного воздуха и почв юго-западного жилого района является автотранспорт. Из-за отсутствия здесь крупных промышленных предприятий на долю транспорта, на наш взгляд, приходится более 85 % общей массы загрязняющих воздушный бассейн веществ.

Обобщающим показателем, учитывающим как концентрацию химических элементов в пыли, так и массу выпавшей пыли, является суммарный показатель нагрузки. По суммарному выпадению тяжелых металлов на территории района преобладает низкий уровень загрязнения снежного по­крова. Он наблюдается на большей части территории района, и занимает площадь свыше 10 га. Загрязнение характерно для жилых кварталов преимущест­венно с многоэтажной застройкой. На данных участках наблюдается высокое содержание в снеговой пыли меди и свинца. Реже отмечаются высокие концентрации никеля, хрома, ванадия и бария [1–5].

В юго-западной части города накопление металлов в верхнем слое почв кварталов с одноэтажной застройкой наблюдается на участках распространения луговых черноземов, обладающих повышенными аккумулятивными свойствами. Чаще всего в почвах отмечаются высокие концентрации (Кс > 5,0) свинца и цинка, реже – олова и меди. Высокое содержание в почвах свинца и цинка и расположение аномальных участков вдоль автодорог свидетельствует о значительном «вкладе» в загрязнение почв выбросов автотранспорта [11].

Участие автотранспорта в загрязнении территории района свинцом достаточно отчетливо проявляется на картах суммарного показателя загрязнения почв и снега. К наиболее важным мероприятиям, направленным на решение проблем, связанных с уменьшением влияния автотранспорта на окружающую среду, относится посадка зеленых насаждений, которые являются буферной зоной от загрязнения [9].

По результатам проведенных расчетов можно предположить установление следующей зависимости: чем интенсивнее эксплуатируется дорога, тем значительно выше будет ущерб от ее воздействия. Сумма ущерба соответственно будет увеличиваться, если в зону влияния автодороги будут попадать детские сады и иные учебные заведения, жилые дома, особенно малоэтажной застройки и частного сектора и другие инфраструктурные объекты. На территориях с загрязнением угарным газом расположено 3 школы и 9 детских садов. Это означает, что среди детей, посещающих эти образовательные учреждения, можно ожидать увеличения общей заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями. Кроме того, высокое содержание угарного газа и углеводородов препятствует кислородному обмену в крови, в больших дозах поражает нервную систему, при длительном воздействии вызывает нарушение сердечной деятельности, а также способствует развитию некоторых форм раковых заболеваний.

 

Список использованных источников

  1. Зудина Ю. В. Влияние урбанизированных территорий на поведение ряда тяжелых металлов (на примере г. Саранска) / Ю. В. Зудина, А. В. Кирюшин // Сборник трудов молодых исследователей географического факультета Мордовского государственного университета им Н. П. Огарева. – Саранск, 2004. – С. 56–57.
  2. Зудина Ю. В. Геоэкологический анализ функционирования городских природно-социально-производственных систем / Ю. В. Зудина, А. В. Кирюшин // Сборник трудов молодых исследователей географического факультета МГУ им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2005. – С. 33–36.
  3. Кирюшин А. В. Системный принцип в исследованиях природно-социально-производственных систем / А. В. Кирюшин // Природно-социально-производственные системы регионов компактного проживания финно-угорских народов: межвуз. сб. науч. трудов. – Саранск, 2011. – С. 181–184.
  4. Кирюшин А. В. Оценка типичных концентраций микроэлементов (на примере почв Мордовия) / А. В. Кирюшин, А. А. Белов // Наука и мир. – 2014. – Т. 2. – № 11(15). – С.169–170.
  5. Массеров Д. А. Эколого-социально-географические основы устойчивого развития общества / Д. А. Массеров, А. В. Кирюшин, Ю. Д. Федотов // Научное обозрение. –2015. – № 8. – С. 29–33.
  6. Семина И. А. Развитие транспортной инфраструктуры г. Саранска при реализации столичных функций / И. А. Семина // Регионология. – 2015. – №1(90). – С. 57–66.
  7. Семина И. А. Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду (на примере Республики Мордовия) / И. А. Семина, Л. Н. Фоломейкина // Экологические системы и приборы. – 2003. – № 7. – C. 25–28.
  8. Федотов Ю. Д. Социально-экологическая оценка качества жизни населения региона (на примере Республики Мордовия): дис. канд. соц. наук / Ю. Д. Федотов. – Саранск, 2000. –167 с.
  9. Федотов Ю. Д. Окружающая среда и здоровье населения / Ю. Д. Федотов // Водные ресурсы Республики Мордовия и геоэкологические проблемы их освоения. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1999. – С. 175–178.
  10. Федотов Ю. Д. Оценка качества городской среды г. Саранск для жизнедеятельности населения и комфортности проживания [Электронный ресурс] / Ю. Д. Федотов // Научное обозрение : электрон. журн. – 2016. – № 1. – Режим доступа: https://srjournal.ru/2016/id1
  11. Федотов Ю. Д. Оценка комфортности качества среды обитания населения г. Саранска / Ю. Д. Федотов, Е. И. Заводова // Санитарный врач. – 2014. – № 6. – C. 37– 42.
  12. Федотов Ю. Д. Практикум по экологии / Ю. Д. Федотов, В. Н. Масляев. – 3-е изд., испр., доп. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. –35 с.

 


 

Fedotov Yury

PhD in Sociology, associate Professor, Department Physical and Socioeconomic Geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University»

 

THE MOTOR TRANSPORT INFLUENCE ASSESSMENT ON THE URBAN ENVIRONMENT OF SOUTH-WESTERN RESIDENTIAL AREA OF SARANSK -CITY

 

The article analyzes the influence of automotive transport on the urban environment of one of the residential areas of the city of Saransk. The completed study of urban space will help ecologists, hygienists and town planners in developing optimization measures to improve the quality of the urban environment, reduce emissions from vehicles, design elements of sanitary improvement.

 

Keywords: motor vehicles, pollutants, carbon monoxide, hydrocarbon, nitrogen dioxide, urban environment quality.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Федотов Ю. Д., 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *