О НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрена необходимость разработки рекомендаций по оптимизации формирования информационного обеспечения экологического проектирования применительно к разделам «Мероприятия по охране окружающей среды» и «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», предусмотренных в проектной документации. Рассмотрены основные виды проектной документации, их содержание и специфика составления.

Выпуск: №1 / 2020 (январь - март)

УДК: 502.131

Автор(ы): Бычкова Юлия Андреевна
магистрант, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск

Алферина Анастасия Владимировна
магистрант, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Бычкова Ю. А. О необходимости оптимизации информационного обеспечения экологического проектирования [Электронный ресурс] / Ю. А. Бычкова, А. В. Алферина // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2020. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Экологическое проектирование в современном природопользовании занимает свое должное место, обусловленное требованиями многочисленных нормативных и законодательных документов. В большинстве случаев основным критерием принятия положительного решения по разработанным проектным материалам является выполнение требований нормативов качества окружающей среды (ОС) [2]. Таким образом, нормирование в экологическом проектировании определяет достижение поставленной цели.

На рубеже ХХI века актуальным стал вопрос создания здоровой среды обитания человека во всех сферах жизнедеятельности на фоне ухудшающегося экологического состояния окружающей среды, ее загрязнения путем увеличения потребления невозобновляемых источников энергии, практически бесконтрольного использования природных ресурсов, образования токсичных газов и вредных химических соединений, отходов производства и потребления [11]. Сегодня стоит задача минимизировать воздействие человеческой деятельности на природное окружение. Одной из главных сфер приложения усилий является создание экологически благоприятной окружающей человека производственной среды, которая является областью экологического проектирования.

Под экологическим проектированием, понимается перечень мероприятий, направленных на разработку и согласование проектных решений, касающихся экологии, в надзорных инстанциях с целью их соответствия экологическим требованиям. Проект содержит в себе расчеты, сделанные на основе сведений организации, дающие возможность выполнять требуемую работу в рамках закона, охраняющего природу [11].

Проведение экологического проектирования осуществляется с учетом следующих принципов:

  1. принцип необходимости и достаточности природоохранной деятельности,
  2. принцип приоритетности экологических интересов государства,
  3. принцип историчности,
  4. принцип системности и комплексности,
  5. принцип оптимизационного природопользования,
  6. принцип ограничения природопользования
  7. принцип превентивности природоохранных мероприятий
  8. принцип опережающего и оперативного управления.

Объектом исследования является информационная база экологического проектирования

Предмет исследования – поиск оптимальной структуры и содержания этой базы (достаточность нормативной базы, качество иной информации, ее достоверность и срочность).

Цель исследования – разработать рекомендации по оптимизации информационной базы для реализации экологического проектирования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить историю возникновения, становления и развития экологического проектирования;
  2. проанализировать принципы формирования информационного обеспечения экологического проектирования;
  3. обосновать взаимосвязь экологического проектирования и экологической экспертизы;
  4. сформулировать рекомендации по оптимизации формирования информационного обеспечения экологического проектирования, применительно к разделам «Мероприятия по охране окружающей среды» и «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации.

В глубокой древности человек был частью природы и подчинялся биологическим законам природопользования, ограничиваясь удовлетворением самых насущных потребностей [6]. Древние люди интуитивно приспосабливались к естественным природным условиям места, делали свои жилища компактными, с целью сохранения тепла, учитывали благоприятную ориентацию солнца, ветра для максимального восприятия естественного света и вентиляции. Тщательно выбиралось место для первобытных поселений – вблизи водоемов, плодородных угодий, лесов. Для строительства использовались подручные материалы, характерные для места обитания. Вреда от деятельности человека естественному окружению в те далекие времена практически не было. Осуществлялся способ благоприятного взаимодействия человека и природы с учетом природно-климатических особенностей места обитания. С развитием поселений, а позднее и городов, в древних цивилизациях застраиваемые территории все больше отдаляются от естественной среды, при этом первобытные сооружения эволюционируют из стихийных и интуитивных в осознанные и рукотворные [6].

Первые гидротехнические сооружения были созданы в Древнем Египте более 3 тыс. лет до н.э. При фараоне Менесе была сооружена плотина Кошиш длиной 450 и высотой 15 м. Было необходимо изменить русло Нила, поскольку рядом строилась столица государства.

Примерно в 2800–2500 гг. до н. э. в 30 км южнее Каира была возведена плотина Садд-Кафара на р. Вади-Гарави высотой 12 и длиной 108 м, которая вскоре после строительства была размыта из-за отсутствия водослива. Эти факты подтверждают, что элементы проектирования уходят вглубь тысячелетий.

В явном виде экологическое проектирование было представлено в проектах рекультивации земель. В 70-е годы XX века появились первые обобщающие работы по рекультивации ландшафтов в СССР, тогда же были опубликованы правительственные и государственные документы, регламентирующие проектирование и осуществление рекультивации.

Нормативную основу экологического проектирования и экологического обоснования проектов составляет совокупность экологических и природоохранных требований к ним.

Экологические требования – это комплекс ограничений по природопользованию и условия по сохранению окружающей среды.

Природоохранные требования – требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами [12].

Различают собственно методическую, инструктивную, нормативную базу самого процесса проектирования и систему правовых и нормативных документов, используемых в качестве экологических критериев и требований при проектировании.

Экологическое проектирование регламентируется правилами проектирования, строительными нормами и правилами (СНиПы), ведомственными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и также санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных природоохранных и других объектов (СанПиН).

Первое, с чем необходимо ознакомиться при разработке проекта охраны окружающей среды (ООС) [12] это:

«Схема планировочной организации земельного участка (ПЗУ)» – в разделе определяется расположение проектируемого объекта на выделенной территории, организация проездов, озеленения. Описано количество вырубаемых деревьев, удаляемых газонов, снимаемого плодородного грунта, демонтируемых твердых покрытий, то есть все, что нужно для подготовки участка для строительства предприятия и благоустройства территории после окончания строительства;

«Технические решения (ТХ)» – в данном разделе приводится описание технологических процессов, наименование и расположение технологического оборудования, планируемого на предприятии. Определяются сырье и материалы, используемые для производства;

«Отопление и вентиляция (ОВ)» – раздел предназначен для обеспечения производственных и административных помещений вентиляционными и отопительными системами. Раздел важен для экологов для определения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Здесь необходимо указать вентиляционные выходы в атмосферный воздух, через которые загрязняющие вещества будут поступать в окружающую среду;

«Водоснабжение и канализация (ВиК)» – название раздела говорит само за себя. Для экологов важно соблюдение экологических и санитарно-гигиенических норм при проектировании системы водоснабжения предприятия и системы сбросов сточных вод. Например, если источником водоснабжения является собственная артезианская скважина, то нужно соблюсти режимы использования зон санитарной охраны источника водоснабжения. В случае, если сброс сточных вод планируется в водный объект, необходимо рассчитать нормативы загрязняющих веществ в сточных водах для безопасной эксплуатации водоема.

В ООС приводятся все необходимые расчеты негативного воздействия предприятий отдельно на каждый компонент окружающей среды (воздух, вода, почва), а также на здоровье населения.

Одним из правовых способов охраны окружающей действительности является экологическая экспертиза.

В конце века, когда экологические проблемы обострились во всем мире, особенно остро встали вопросы дальнейшего строительства различных объектов народного хозяйства [9]. Наиболее опасны с этой точи зрения крупномасштабные проекты так называемого преобразования природы. Человечество неоднократно становилось свидетелем крупных экологических ошибок, когда реализация того или иного проекта, обещающего изобилие благ, оборачивалась разрушением природы, за которым следовали и колоссальные экономические убытки. Примером могут служить проекты переброски северных рек на юг с целью пополнения Волги и уровня Каспийского моря, «природопреобразовательные» мероприятия, которые привели к экологической катастрофе в районах Арала, Балхаша, строительство целлюлозно-бумажного комбината на Байкале. Таких примеров можно привести множество в каждом регионе России. Поэтому жизнь заставила все тщательнее продумывать не только технические и экономические проблемы развития территориально-промышленных комплексов, но и возможные последствия для природы регионов.

Начиная с 60-х гг. ХХ века постепенно стало складываться целое направление в природопользовании, которое в англоязычных странах получило название «environmental impact assessment», представляющее собой оценку воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), или экологическую экспертизу проектов производственного развития [9]. Ее основная цель – еще на стадии проектирования спрогнозировать потенциальную опасность намечаемой хозяйственной деятельности и оценить достаточность намечаемых мер в части рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и здоровья населения. По мнению американских экспертов, предотвращение загрязнения окружающей природной среды на стадии разработки проектной документации обходится в 4–5 раз дешевле, чем ликвидация последствий экологически необоснованных решений; оценка российские специалисты считают, что этот показатель составляет 10 и более раз. Начиная с 70-х гг. прошлого столетия, оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду стали проводить во многих странах. Это направление возникло, как бы стихийно и было порождено самой жизнью. Как правило, инициаторами подобной экологической экспертизы выступали региональные органы управления, т. е. те, кому приходилось фактически пожинать плоды экологической недальновидности промышленников и в значительной степени нести ответственность перед населением. Видимо, этот последний момент заставил предусмотреть в процедуре экологической оценки непосредственное участие населения. В большинстве стран, использующих экологическую экспертизу, местные органы управления в случае необходимости (по их усмотрению) могут организовать публичное слушание проекта.

Опыт экологической экспертизы накоплен во многих промышленно развитых странах. В США экспертиза проводится, начиная с 1970 г., в Канаде – с 1973 г., во Франции, Испании и Японии – с 1976 г., в Нидерландах – с 1973 г., в Китае – с 1979 г. и т. д. [9].

В России планомерная организация экологической экспертизы началась с 1988 г., когда при Госкомприроде была создана экспертная комиссия. Следует отметить также, что некоторые экологические проблемы рассматривались и раньше при комплексных экспертизах, которые проводились в Государственной экспертной комиссии Госплана СССР, в Главной государственной экспертизе Госстроя СССР и некоторых других ведомствах (Минэнерго, Газпром и др.).

В настоящее время деятельность экологической экспертизы в РФ осуществляется на основании Федерального закона «Об экологической экспертизе», принятого Госдумой 19 июля 1995 г. и одобренного Советом Федерации 15 ноября 1995 г.

Если рассуждать о соотношении экологической экспертизы и ОВОС, этих двух важнейших понятиях, можно предположить, что экологические проблемы в нашей стране будут решены в ближайшем будущем [9].

Данное соотношение экологической экспертизы (ЭЭ) и ОВОС можно охарактеризовать как удачный союз, являющийся наиболее эффективной движущей силой на пути к рациональному пользованию природой, а также обереганию окружающей нас действительности.

В законодательстве Российской Федерации существует отдельная глава, посвященная конкретно соотношению экологической экспертизы и ОВОС, где говорится о том, что данные процедуры являются необходимыми по отношению к различным видам деятельности, способным неблаготворно воздействовать на окружающую атмосферу.

ЭЭ и оценка воздействия на окружающую среду, по сути, составляют две части единого целого, включенного в общее понятие правового института.

При проведении анализа правовой сущности соотношения экологической экспертизы и ОВОС необходимо сделать некоторые характеристики рассматриваемых процедур.

Оценка воздействия на окружающую природную среду входит в непосредственные обязанности заказчика необходимых документов, исполнение которых должно гарантировать положительное состояние окружающей атмосферы.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой один из главнейших механизмов контроля в сфере заботы об окружающей действительности, в то время как общественная экологическая экспертиза – это важный элемент в реализации права человека и иных организаций на чистую экологию.

Только благодаря соотношению экологической экспертизы и ОВОС возможно эффективное исполнение возложенных на них целей.

Задачи ОВОС и экологической экспертизы заключаются в следующем [11]˸

  • подготовка и проведение всевозможных исследований, подробный анализ подлежащих экспертизе объектов;
  • анализ того, соответствует ли всем необходимым стандартам исследуемые объекты экспертизы;
  • осведомление общественности о возможно негативном влиянии на окружающую атмосферу.

Экологическая экспертиза – установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду [11].

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;
  • обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.

Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет [9]:

  • для простых объектов – до 30 дней;
  • объектов средней сложности – до 60 дней;
  • сложных объектов – 120 дней.

Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлён, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.

Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий [14].

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу [9].

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду – физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Изучив историю возникновения, становления и развития экологического проектирования было установлено, что экологическое проектирование – относительно молодая наука. Она начала развиваться во второй половине ХХ века. Однако первые попытки осознанного природопользования впервые были предприняты несколько тысячелетий назад. На практике под экологическим проектированием понимается перечень мероприятий, направленных на разработку и согласование проектных решений, касающихся экологии, в надзорных инстанциях с целью их соответствия экологическим требованиям.
  2. Формирование информационного обеспечения Перечня мероприятий (ПМООС) по охране окружающей среды тесно связано с задачами данного раздела проектной документации [12]:
  • сохранение экологического благополучия региона. Этот раздел проектной документации должен убедить государственные органы, что строительство или реконструкция капитального строения не нарушит сложившуюся экосистему и не нанесет вреда окружающей среде.
  • утверждение мероприятий по санитарной очистке. В тексте ПМООС определяется список мер, направленных на поддержание санитарного состояния объекта.
  • согласование плана по озеленению территории. Если капитальное строение занимает довольно большую площадь, от застройщика требуется произвести озеленение прилегающей территории согласно плану, указанному в ПМООС.
  • рекомендации по защите окружающей среды в процессе строительства. Проведение некоторых строительных работ оказывает негативное влияние на экологическое состояние региона. В ПМООС должен быть четко определен список мероприятий, снижающих это влияние.
  • предотвращение аварийных ситуаций. В ПМООС определяется перечень мер по предупреждению возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона.
  1. Была изучена взаимосвязь экологического проектирования и экологической экспертизы. Цель разработки ПМООС – прохождение государственной экспертизы и получение разрешения на строительство, реконструкцию или ликвидацию объекта. Экологическая экспертиза ПМООС проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Все работы по строительству, реконструкции, ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов могут осуществляться только по проектам, в составе которых имеется раздел ПМООС.

Экологическая экспертиза проводится с учетом соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей среды, законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды и другим требованиям. На основе проведенного анализа и оценки проектных решений Общественной и Государственной экологическими экспертизами делается вывод о целесообразности и допустимости строительства (расширения, реконструкции) с социально-экологических позиций и даются рекомендации с учетом замечаний и предложений.

Положительное заключение на раздел ООС в составе проектной документации является основанием для выдачи «Разрешения на производство строительно-монтажных работ», его отсутствие не позволяет проводить строительные работы. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы.

  1. Информационное обеспечение экологического проектирования объектов градостроительства, на наш взгляд, нуждается в оптимизации.

  

 

Список использованных источников 

 

  1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. М. : Теис, 1997. 514с.
  2. Васильева М. И., Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник. М. : Юристъ, 1998. 688 с.
  3. Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды : учеб. пособие / под ред. А.Т. Никитина, С. А. Степанова. М. : МНЭПУ, 2001. 642 с.
  4. Григорьев А. А., К. Я. Кондратьев. Экологическое устойчивое развитие и его возможные индикаторы // Экология. Экодинамика. Политика / под ред. К.Я. Кондратьева. СПб., 1996. С. 464–515.
  5. Донченко В. К. Основные положения методологии экометрического анализа техногенных воздействий // Государственный доклад о состояния окружающей среды в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1998 году. В 2 т. / Т. 2. Государственный справочный обзор. Состояние окружающей среды и управление природопользованием. СПб., 1999. С. 245–252.
  6. Дьяконов К. П., Дончева Л. В.. Экологическое проектирование и экспертиза : учебник для вузов. М. : Аспект Пресс, 2005. 384 с.
  7. Инженерная экология и экологический менеджмент / под ред. Н. И. Иванова, И. М. Фадина. М. : Логос, 2001. 527 с.
  8. Козырин И. А. Природоохранный вопрос предпринимательской деятельности // Хозяйство и право. 2002. № 6. С. 17–19.
  9. Ли Н. Экологическая экспертиза : учеб. руководство / Н. Ли ; пер. с англ. под ред. С. М. Говорушко. М. : Экопрос, 1995. 450 с.
  10. Опекунов А. Ю. Экологическое нормирование : учеб. пособие СПб. : ВНИИОкеангеология, 2001. 216 с.
  11. Перов В. Природопользование и охрана окружающей среды // Журнал российского права. 2002. № 7. С. 21–27.
  12. Природоохранные нормы и правила проектирования : справочник / под ред. Ю. Л. Максименко, В. А. Глухарева. М. : СтройИздат, 1990. 515 с.
  13. Справочник производственного экологического контроля / под ред. Н. Д. Сорокина. СПб. : ГГУП «Минерал», 2005. 480 с.
  14. Афанасьев Д. УПРЗА «Эколог» 4 – программа для эколога-разработчика : руководство по работе с УПРЗА «Эколог» 4. [Разработчик программы – ООО «Фирма «Интеграл»]. Иваново : [б. и.], 2015. 192 с.

 


 

Bychkova Julia

master student, Department Ecology and Nature Management, Faculty of Geography, N. P. Ogarev National research Mordovian state University, Saransk

 

Alferina Anastasia

master student, Department Ecology and Nature Management, Faculty of Geography, N. P. Ogarev National research Mordovian state University, Saransk

  

ON THE NEED TO OPTIMIZE INFORMATION SUPPORT FOR ENVIRONMENTAL DESIGN

 

The article deals with the need to develop recommendations for optimizing of information support for environmental design in relation to the sections «Measures for environmental protection» and «List of measures for environmental protection» in the project documentation. The main types of project documentation, their content and specifics of compilation are considered.

 

Keywords: ecological expertise, environmental management, construction objects, environmental design.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020

© Бычкова Ю. А., 2020

© Алферина А. В., 2020