ЛИТОМОРФОСТРУКТУРЫ ДОЛЕДНИКОВОГО ЛОЖА НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ И МЕСТНЫЕ ПИТАЮЩИЕ ПРОВИНЦИИ В НЕОПЛЕЙСТОЦЕНЕ

Аннотация: В статье анализируется влияние морфологии доледниковой поверхности на процессы гляциального литогенеза на территории Мордовии в неоплейстоцене. Показана роль питающих провинций в моренообразовании, а также ледниковой экзарации и аккумуляции в формировании современного рельефа.

Выпуск: №2 / 2018 (апрель - июнь)

УДК: 699.52

Автор(ы): Рунков Сергей Иванович
кандидат географических наук, доцент, кафедра физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Рунков В. И. Литоморфоструктуры доледникового периода на территории Мордовии и местные питающие провинции в неоплейстоцене [Электронный ресурс] / В. И. Рунков // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2018. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Доледниковый рельеф является важным фактором, влиявшим на процессы морфолитогенеза. От внешнего облика и взаимного расположения морфоструктур зависела экзарационно-аккумулятивная деятельность ледника, а также радиальная и маргинальная структура ледниковых щитов [1]. Рельеф дочетвертичных пород и их литология оказали огромное воздействие на динамику ледниковых покровов, ледниковую морфоскульптуру, состав отложений гляциального комплекса, определивших основные черты современного рельефа.

В пределах Мордовии, как и в целом на Волго-Окском междуречье, поверхность коренных пород чаще представлена образованиями мелового времени, залегающими на неровно размытой поверхности отложений юры и отсутствующими лишь в долинах крупных рек (рис. 1). Они подразделяются на два отдела – нижний и верхний. Мощности образований нижнего мела обычно превышают первую сотню метров и преобладающими в них являются глины и пески, реже песчаники, алевролиты и фосфориты. Верхнемеловые отложения развиты на востоке республики и состоят, как правило, из писчего мела, мергелей, а также глин, песков, песчаников, опок и фосфоритов.

На участках глубокого размыва развиты средне- и верхнеюрские толщи, выходящие на дневную поверхность в долинах крупных рек и их притоков и представленные глинами, песками, песчаниками, мергелями, горячими сланцами.

 

Рис. 1. Области распространения доплейстоценовых отложений Волго-Окского междуречья:

1 – олигоцен-миоценовые отложения (пески, глины, алевролиты); 2 – палеоценовые отложения (глины, песчаники, опоки, трепелы); 3 – верхнемеловые отложения (мел, мергель, пески, фосфориты); 4 – нижне-верхнемеловые отложения (глины, пески, песчаники, мел, мергель); 5 – нижнемеловые отложения (глины, пески, песчаники, горючие сланцы, гипс, фосфориты, опоки); 6 – юрские отложения (глины, пески, песчаники, горючие сланцы, фосфориты); 7 – верхнепермские отложения (гипсы и ангидриты с прослоями доломитов); 8 – верхнекаменноугольные отложения (известняки и доломиты с прослоями гипса и ангидрита)

 

В среднем течении р. Мокша местами на поверхность выходят пермские и карбоновые отложения. Они представлены известняками, доломитами, гипсами, ангидритами, песками и песчаниками.

Палеоген Приволжской возвышенности развит, в основном, во внеледниковой области на юге и востоке Мордовии и сложен песками, песчаниками, опоками и трепелами.

В целом, современный рельеф региона наследует поверхность дочетвертичных пород, однако имеет несколько меньшую степень расчлененности, что определялось доминирующей ролью плейстоценовой ледниковой аккумуляции материала над процессами денудации. Наиболее низкие абсолютные отметки кровли коренных пород выявляются в долинах р. Мокши, Вада и Алатыря, где они опускаются до 100 метров и менее (рис. 2). Вадская низменность в верховьях имеет колебания высот погребённого рельефа от 113 до 139 м. При переходе в долину р. Мокши абсолютные отметки снижаются и составляют 64–76 м. Платообразный водораздел Мокши и Вада значительно приподнят над прадолинами. Его абсолютные отметки достигают 148–180 м. Южнее, у истоков р. Щуструй, плато перерезается в широтном направлении узкой седловиной, имеющей по тальвегу абсолютные отметки 93–116 м и соединяющей погребённые долины р. Мокши и Вада. Далее высота плато возрастает до 204 м и водораздел Мокши и Иссы поднимается до 160–200 м. В устье Иссы породы мелового возраста подходят близко, а местами и выходят на дневную поверхность (обнажение Новое Пшенево). На некоторых участках русла здесь очень часто встречаются останки крупных аммонитов. Восточнее поверхность коренных пород образует водораздельное поднятие, в которое врезаются депрессии, образующие долины р. Сивини, Рудни и Инсара. В центре поднятия абсолютная высота коренного ложа достигает 230 м.

 

Рис. 2. Геоморфологическая карта погребенного дочетвертичного рельефа:

1 – палеогеновая поверхность выравнивания; 2 – неогеновая поверхность выравнивания; 3 – эрозионный четвертичный рельеф; 4 – эрозионно-тектонический четвертичный рельеф; 5 – ложбины предполагаемого ледникового стока; 6 – эрозионные уступы; 7 – границы форм рельефа

 

Породами юры, мела и палеогена сложены водоразделы Инсара, Суры и Алатыря, где дочетвертичный рельеф достигает максимальной высоты для исследуемой территории. Места выхода на поверхность палеогеновых пород являются локальными поднятиями, представляя собой в настоящее время наиболее возвышенные участки.

Погребённые депрессии с абсолютными отметками 75–100 м находятся под современными долинами р. Инсара и Алатыря. Они и являются, по-видимому, прадолинами этих рек, так как хорошо прослеживаются в погребенном рельефе и их природа явно эрозионного происхождения (рис. 3).

Севернее Мордовии, в пределах Нижегородской области и Чувашии из доплейстоценовых отложений больше распространены нижнемеловые образования, представленные глинами, песками, песчаниками, горючими сланцами, гипсами, фосфоритами, опоками, и юрские толщи, имеющие практически такой же литологический состав. Южнее г. Арзамаса развиты верхнепермские отложения, в которых преобладают гипсы и доломиты.

     

 Рис. 3. Орографическая схема дочетвертичного рельефа [2]:

Гипсометрические ступени, метров: 1 – выше 300; 2 – 300 – 260; 3 – 260 – 220; 4 – 220 – 180; 5 – 180 – 140; 6 – 140 – 100; 7 – менее 100

 

На территории республики С. П. Евдокимов выделяет следующие местные питающие провинции: в местах выхода пород верхнего карбона, формировалась карбонатная провинция; подавляющая часть материала поступала из терригенной провинции с отложениями юры и нижнего мела; восток и юго-восток территории занимает кремнисто-глауконитовая формация с нижнепалеогеновыми и верхнемеловыми образованиями (рис. 4).

 

Рис. 4. Литология местных питающих провинций [2]:

1 – терригенная провинция (юрские и нижнемеловые глины с прослоями песка и песок с прослоями глины) с окнами карбонатных пород (средне- и верхнекаменноугольные известняки, доломиты и нижнепермские доломитизированные известняки, доломиты, гипсы и ангидриты); 2 – кремнисто-глауконитовая формация (нижнепалеогеновые и верхнемеловые опоки, песчаники, мел, мергель, песок); 3 – границы литоморфоструктур; 4 – границы литорайонов; 5, 6 – границы предполагаемого распространения нижнеплейстоценового и среднеплейстоценового оледенений

 

На формирование облика современного рельефа Мордовии помимо тектонических процессов наибольшее воздействие оказывали эрозия, денудация и аккумуляция разрушавшегося и сносимого материала. В числе этих процессов в эпохи оледенений весьма заметную рельефообразующую роль играла эрозионно-аккумулятивная деятельность наступавшего и деградировавшего периферийного ледникового покрова. Влияние ледника определялось литологическими особенностями древнеледникового ложа и мощностью самого льда [3]. Воздействие ледника было достаточно заметным на наиболее приподнятых участках фундамента, сложенных податливыми породами юрской, меловой и неогеновой систем, а также в субмеридианальных углублениях [4; 5].

Донской ледник разрушил здесь слой коренных пород в несколько метров. Отсутствие мощного ледникового покрова не привело к глубокому преобразованию ложа, а рельеф, сформированный в большей степени ледниковой аккумуляцией, нежели эрозией, лишь на короткое время обрел гляциогенный облик, впоследствии подвергаясь интенсивным эрозионно-денудационным преобразованиям [6].

Сопоставление особенностей доледникового и ледникового рельефа в сочетании с изучением характера ориентировки удлиненных обломков гальки в донской морене позволило заключить, что дочетвертичная поверхность территории оказывала значительное влияние на направления движения ледниковых потоков. От рельефа ледникового ложа зависела динамическая активность льда. В низменных районах запада Мордовии, в основном по долинам р. Мокши, Вада и их притоков образовывались приледниковые равнины ложбин стока, слагавшиеся валуносодержащими отложениями. Невысокий водораздел Мокши и Вада, где и сейчас не отмечается существенного перемыва и переотложения моренного материала, являлся ядром ледниковой аккумуляции. Более интенсивное разрушение, снос и переотложение морены в центре и на северо-востоке Мордовии началось, скорее всего, сразу после таяния льда и отступания ледникового края [6].

Несмотря на протекавшее в новейшее геологическое время разрушение исходных форм рельефа и формирование новых, все его крупные черты были заимствованы от коренного. В этой связи не вызывает сомнений унаследованность рельефа дневной поверхности Мордовии.

 

 

 Список использованных источников 

  

  1. Судакова Н. Г. Палеогеографические закономерности ледникового литогенеза. М.: Изд-во МГУ, 1990. 160 с.
  2. Евдокимов С. П. Теоретические проблемы палеогеографии: географическая концепция: дис. … д-ра геогр. наук: 11.00.04. – М., 1992. – 381 с.
  3. Асеев А. А. Древние материковые оледенения Европы. М.: Наука, 1974. 319 с.
  4. Маскайкин В. Н., Рунков С. И. Палеогеографические особенности эволюции рельефа и осадконакопления на территории Мордовии: монография. Саранск: [б. и.], 2014. 200 с.
  5. Маскайкин В. Н., Рунков С. И. Палеогеографические особенности развития природы на территории Мордовии в фанерозое : монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. 160 с.
  6. Рунков С. И. Палеогеографические условия формирования неоплейстоценовых ледниковых отложений на территории Мордовии: монография. Саранск: [б. и.], 2013. 120 с.

 


 

Runkov Sergey

Doctor of Geography, associate professor, Department of physical and socio-economic geography, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

CYTOMORPHOMETRY PREGLACIAL LODGE ON THE TERRITORY OF MORDOVIA AND LOCAL SUPPLY OF THE PROVINCE IN THE LATE PLEISTOCENE

  

The article analyzes the influence of the preglacial surface morphology on the glacial lithogenesis processes of in the territory of Mordovia in the Pleistocene. The role of feeding provinces in moraine formation, as well as glacial exaration and accumulation in the formation of modern relief is shown.

 

Key words: late Pleistocene, ice cover, large detrital material, glacial deposits, glacial morpho- and lithogenesis, moraine, boulder clay.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Рунков В. И., 2018