НИДЕРЛАНДЫ: РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Аннотация: В статье характеризуется уровень развития туризма в Нидерландах, его динамика за период с 2004 г. по 2015 г. Проанализирован вклад международного туризма в экономику страны, а также показаны задачи, решение которых будет содействовать дальнейшему развитию туризма.

Выпуск: №3 / 2017 (октябрь — декабрь)

УДК: 338.484.2 (492)

Автор(ы): Кицис Вячеслав Михайлович
кандидат географических наук, доцент, кафедра туризма, Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образование «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Фомина Алена Алексеевна
студентка, географический факультет, Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образование ««Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Кицис В. М. Нидерланды: развитие туризма и его роль в экономике страны [Электронный ресурс] / В. М. Кицис, А. А. Фомина // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2017. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Туризм в Нидерландах – это один из важнейших секторов экономики страны. Практически ежегодно увеличивается количество туристов, посещающих страну, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Количество прибывших туристов в Нидерланды и количество отправлений из страныза период с 2004 г. по 2015г. [3]

Год Количество прибывших Количество отправлений Отношение числа

отправлений к

прибывшим

тыс. чел. прирост за год, % тыс. чел. прирост за год, %
2004 9 646 17 130 1,78
2005 10 012 3,79 17 039 -0,53 1,70
2006 10 739 7,26 16 695 -2,02 1,55
2007 11 008 2,50 17 523 4,96 1,59
2008 10 104 -8,21 18 399 5,00 1,82
2009 9 921 -1,81 18 340 -0,32 1,85
2010 10 883 9,70 18 368 0,15 1,69
2011 11 300 3,83 18 560 1,05 1,64
2012 11 680 3,36 18 628 0,37 1,59
2013 12 783 9,44 18 094 -2,87 1,42
2014 13 925 8,93 17 928 -0,92 1,29
2015 15 007 7,77 18 070 0,79 1,20

По данным таблицы 1 видно, что для въездного туризма Нидерландов характерна довольно устойчивая тенденция увеличения количества приезжающих туристов. Исключение составляют 2008 г. и 2009 г., когда наблюдалось значительное падение масштабов туристского потока, что было связано с мировым экономическим кризисом. Однако  в последующий же год был отмечен самый высокий прирост прибытий иностранных туристов за рассматриваемый период – рост на 9,7 % по сравнению с 2009 г. Таким образом, устойчивая динамика роста восстановилась. По данным за 2015 г. страну посетило немногим более 15 млн. туристов, и прежде всего, это немцы, англичане, американцы и бельгийцы.

Голландия – одна из популярных для целей туризма стран, а Амстердам входит в пятерку самых посещаемых и любимых туристами столиц Европы. Столица этого государства относится к 15 самым посещаемым городам мира (2016 г., 8 млн человек – 13-е место). На деловой туризм приходится 27 %, отдых и другие цели путешествий – остальные 73 %. Если говорить о расходах туристов, то показатели следующие: на проживание приходится 40 % от доли общих расходов, питание – 25 %, шоппинг – 11,9 %, местный транспорт – 8,3%, сервис – 4,8 %, другие – 6 %. Самые популярные месяцы для посещения столицы Нидерландов– июль, август [4].

Туристы чаще всего посещают только столицу страны и некоторые другие достопримечательные  места, остальная же территория этого небольшого государства, будучи не менее интересной, остается без внимания.

Однако, как показывают данные таблицы 1, из страны ежегодно больше выезжает туристов, чем прибывает. Уровень жизни населения Нидерландов достаточно высок для того, чтобы иметь возможность отдыхать на самых престижных курортах мира. Справедливости ради отметим, что в среднем за год количество выезжающих в рассматриваемый период составляет почти 17900 тыс. чел. и колеблется в пределах этой цифры. Устойчивой тенденции роста или снижения числа выехавших из Нидерландов туристов не наблюдается в отличие от тенденции роста въездного турпотока. Обращает на себя внимание тот факт, что начиная с 2009 г. происходит сближение числа выехавших за пределы страны туристов и прибывших в страну иностранных гостей: отношение числа выездов к прибытиям упало с 1,85 в 2009 г. до 1,20 в 2015 г.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время Нидерланды на мировом туристском рынке относятся к странам-поставщикам туристов с отрицательным сальдо туристского баланса.

Голландию можно отнести к странам с умеренной ролью международного туризма в национальной экономике [2, с. 34] и по классификации Всемирного банка, используемой ЮНВТО для анализа воздействия международного туризма на экономику страну, к странам  второй группы. В них доля поступлений от туризма в ВВП составляет от 5 % до 25 % [1, с. 47]. Динамика вклада туризма в ВВП Голландии представлена в таблице 2.

Материалы указанной таблицы свидетельствуют, что максимальным по объему и прямой (18 млрд. долл.), и общий вклад туризма в ВВП страны (55,6 млрд. долл.) был в 2008 г., а по удельному весу в ВВП – в 2005 г. (6,6 %). Стоит обратить внимание на то, что прямой вклад туризма в ВВП в течение последних восьми лет (с 2009 г. по 2016 г.) остается практически неизменным, находясь в пределах 14–15 млрд. долл. В 2016 г. общий вклад туризма в ВВП страны составил 40,1 млрд. долл., что почти на 28 % ниже показателя 2008 г. Причины видятся в нестабильности политической ситуации в Европе в последние годы, вызванной массовой миграцией населения из стран Африки и Азии и участившимися терактами.

Таблица 2. Вклад туризма в ВВП Голландии в 2005-2016 гг., млрд. долл. [2]

Год Прямой вклад Общий вклад Доля туризма в ВВП, %
2005 15 44,6 6,6
2006 15 46,2 6,4
2007 17 53,8 6,4
2008 18 55,6 5,9
2009 15 47,0 5,5
2010 14 43,9 5,2
2011 15 44,2 4,9
2012 14 41,1 5,0
2013 15 46,9 5,4
2014 15 45,9 5,2
2015 14 38,1 5,1
2016 14 40,1 5,2

Большее влияние на показатель доли туризма в ВВП Нидерландов оказывают косвенные доходы от этой сферы, т. е. денежные средства, расходуемые турфирмами, иностранными туристами и предприятиями туристской индустрии на приобретение оборудования, потребительских товаров и услуг у компаний и организаций, не входящих в состав туристской индустрии. Чем больше времени иностранный турист остается в принимающей стране, тем больше сумма его расходов, тем выше косвенное (мультипликативное) воздействие туризма. В целом, удельный вес косвенных туристских доходов в Нидерландах колеблется в пределах от 62 % до 68 % в общем вкладе туризма в ВВП.

Примечательно, что заработок от экспортной торговли растениями и цветами (одна из основных статей доходов Голландии) ниже по сравнению с туристской деятельностью. Это говорит о весьма популярном туристском внимании страны со стороны европейских держав. Здесь преобладает внутрирегиональный обмен туристскими потоками, чему способствуют интеграционные процессы в ЕС и наличие единой валюты.

Лидерство по посещаемости среди всей массы туристов берут на себя граждане Германии. Это связано в первую очередь с территориальной близостью обеих стран, а также со схожестью языков в этих странах.

В 2016 г. сумма ежегодных доходов в сфере туризма в стране превысила 32 млрд. евро (таблица 3).

По данным таблицы 3 видно, что с каждым годом общее туристское потребление внутри страны постоянно увеличивается. Снижение в общем туристском потреблении внутри страны наблюдается лишь в 2008–2010 гг., что связано в первую очередь с мировым экономическим кризисом.

Таблица 3. Общее туристское потребление внутри Нидерландов в 2006–2016 годах [3]

Год Значение, млрд. евро Изменение, %
2006 29,9
2007 30,9 3,31
2008 30,8 -0,20
2009 27,3 -11,46
2010 27,0 -0,94
2011 27,6 2,12
2012 27,6 0,00
2013 28,6 3,57
2014 29,4 2,86
2015 31,5 6,95
2016 32,8 4,22

Конкуренция является одним из катализаторов развития туристских услуг, в связи с чем имеется необходимость принятия дополнительных мер со стороны государства для того, чтобы стимулировать рост туризма в экономике страны. Поэтому в Нидерландах, начиная с 2003 г., реализуется разработанная министерством экономики «Программа действий в области туризма и отдыха».

В рамках принятой программы особое значение придается деятельности Нидерландского союза по туризму – организации, которая призвана обеспечить проведение и координацию государственной политики в сфере туризма.Она объединяет большинство компаний, работающих в различных секторах туристской отрасли. В ее штате состоят 185 служащих, а международные представительства расположены в таких городах, как Брюссель, Лондон, Стокгольм, Париж, Милан, Мадрид, Нью-Йорк, Токио и Пекин. Организационная структура союза по туризму отражает приоритетные направления его деятельности и включает следующие отделы: общей стратегии, связи и исследований рынка; финансового контроля и объектов инфраструктуры; людских ресурсов; информации и медиа-служб; развития бизнеса; международных проектов.

Главной задачей Нидерландского союза по туризму является содействие развитию внешнего туризма и индустрии путешествий в Нидерландах при одновременном стимулировании внутреннего, местного туризма. Союз по туризму является основой созданной в рамках Программы действий в области туризма и отдыха системы туристского мониторинга, обеспечивающей получение актуальных данных о ситуации на туристском рынке, что позволяет своевременно реагировать на изменение ситуации на рынке.

Подразделения союза, занимающиеся аналитикой, вырабатывают рекомендации для Министерства экономики, направленные на улучшение взаимосвязи между отраслями: туризм, торговля, экспорт и инвестиции, а также содействие более активному продвижению голландского туристского продукта в зарубежной торговой деятельности министерства. При этом активно задействуются такие средства, как реклама хорошо известных торговых марок при реализации сувенирной продукции, проведение рекламных компаний в прессе и других средствах массовой информации, постоянный мониторинг рынка, контроль за изменениями его конъюнктуры.

Богатый туристский потенциал Нидерландов привлекает туристов со всего мира и с каждым годом их количество только увеличивается, принося экономике страны значительный по объемам доход от туризма. Реализация государственных программ предопределяет развитие туризма в стране на долгие годы вперед, ставя Нидерланды и столицу страны город Амстердам на высокие позиции в рейтингах самых посещаемых стран мира.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Кицис В. М., Явишева И. Н. Группировка стран по вкладу туризма в ВВП // Естественные и математические науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем: сб. науч. тр.  по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2016. № 1. С. 45–50.
  1. Кицис В. М., Явишева И. Н. Классификация стран по значению международного туризма в национальной экономике // Туризм и региональное развитие : сб. науч. ст. Смоленск, 2016. Вып. 9. С. 32–37.
  1. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. URL: knoema.ru/atlas.
  1. Рейтинговый список MasterСard «Global Destination Cities Index» [Электронный ресурс]. URL: newsroom.mastercard.com/wp-content/uploads/2016/09/FINAL-Global-Destination-Cities-Index-Report.pdf.

 


 

Kitsis Vyacheslav

PhD, Doctor of  Geography, Associate Professor, Department of Tourism, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

vkitsis@mail.ru

 

Fomina Alena

student,  Faculty of Geography,  Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

fominaaalena@yandex.ru

 

NETHERLANDS: TOURISM DEVELOPMENT AND ITS ROLE IN THE ECONOMY OF THE COUNTRY

 

The article describes the level of tourism development in the Netherlands, its dynamics for the period from 2004 to 2015. It analyzes the contribution of international tourism to the economy of the country, as well as the tasks that will contribute to the further development of tourism.

 

Keywords: tourism, international tourism, arrival, departure, direct contribution of tourism, total tourism contribution, gross domestic product.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Кицис В. М., 2017

© Фомина А. А., 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *