СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛОГО ФОНДА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация: В данной статье представлен анализ существующей государственной политики в области управления реконструкцией жилого фонда крупного города на примере Санкт-Петербурга, разобраны основные проблемы в данной области. В работе отражены предложения, направленные на совершенствование сложившегося управленческого механизма в реконструкционной деятельности.

Выпуск: №2 / 2019 (апрель - июнь)

УДК: 353.9

Автор(ы): Петровская Кристина Олеговна
магистрант, факультет государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, г. Санкт-Петербург.

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Петровская К. О. Совершенствование государственной политики в области реконструкции жилого фонда на примере Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] / К. О. Петровская // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

На сегодняшний день процессы урбанизации, рост городского населения, стремительное укрупнение городских агломераций достаточно усложняют задачу для государственной и региональной власти в вопросах обеспечения населения жильем и повышения качества жизни.

В современном мире человек, помимо заботы о собственном комфорте, стремления к духовному развитию, все также стремится гарантировать реализацию своих минимальных потребностей, составляющих основу его благополучия. Каждый человек нуждается в безопасности, удовлетворении своих базовых потребностей, которые легче всего обеспечить именно на территории собственного жилища [4].

Все более актуальным становится не только вопрос получения гражданами жилплощади, но и проблема воспроизводства жилищного фонда. Воспроизводство жилищного фонда – это перманентный процесс, нацеленный на обновление жилых помещений/зданий, предупреждение их раннего, досрочного изнашивания, а также на поддержание базовых характеристик жилплощади [6].

Указанное выше понятие многогранно: оно включает в себя такие процессы, как проведение капитального ремонта, модернизация зданий, их реконструкция. Исследователь Л. Т. Чотчаева отмечает, что реконструкция, как и близкое по функциональным характеристикам упомянутое ранее понятие «модернизация», выступает ведущим вектором развития жилищно-коммунального комплекса и флагманом в устранении несовершенств жилищной сферы [5].

Данные тезисы помогают осознать значимость общего понятия воспроизводства жилищного фонда и более частного – реконструкции жилого фонда. Несмотря на объективную ценность подобных мероприятий, на данный момент в нашей системе существуют несовершенства, наличие которых мешает эффективному осуществлению государственной политики в данной области.

Руководствуясь статистикой, следует отметить, что на сегодняшний день огромное количество жилых домов (около девяти миллионов) более ста лет не были отремонтированы, тогда как нормативный срок проведения комплексного ремонта составляет тридцать лет. При этом более тридцати тысяч человек вынуждены жить в зданиях, которые по своим техническим характеристикам являются ветхими и/или аварийными [1].

Переходя конкретно к случаю Санкт-Петербурга, нужно представить статистические данные конкретно по этому городу. Изношенность жилых домов Санкт-Петербурга в числовом выражении составляет примерно сорок процентов, при этом в городе находится огромное количество коммунальных квартир, физическое состояние которых нельзя назвать современным; также устарели инженерные коммуникации и отдельные элементы инфраструктуры [1].

Для наглядности можно привести список проблем, с которыми сталкиваются крупные города на современном этапе и развития и которые оказывают разной степени влияние на реконструкцию жилого фонда [2]:

  • Появление новых запросов и потребностей населения относительно качества жилья и механизмов управления связанными с ним процессами;
  • Имущественное разделение населения с разными запросами и потребностями;
  • Опережение формирующегося жилищного рынка финансовых возможностей жителей;
  • Появление явной асимметрии между запросами граждан касательно жилья и их денежной обеспеченностью.

К перечисленным проблемам можно добавить еще несколько из тех, которые ухудшают систему управления реконструкцией жилого фонда на данном этапе [6]:

  • Экономический блок проблем, отражающий недостаток финансирования реконструкционных мероприятий со стороны как федеральной, так и региональной власти;
  • Отсутствие нормативно-правового единства в данной области;
  • Малое количество долгосрочных программ в данной области, способствующих эффективному развитию системы;
  • Недостаток не только финансовых, но и иных ресурсов: трудовых, материальных и иных;
  • Блок региональных проблем, в большинстве своем дублирующих проблемы федерального уровня государственного управления в описываемой сфере.

Чтобы иметь представление о том, какие ключевые элементы должна содержать в себе система управления реконструкцией жилого фонда крупного города, можно привести ряд критериев, которые определяют эффективность данных мероприятий.

Ряд критериев для определения эффективности управления процессом реконструкции жилого фонда по Ю. Л. Осипову [3]:

  • Дефицит замечаний по поводу обеспечения услуг ЖКХ от владельцев жилья;
  • Дефицит замечаний от владельцев жилья по поводу юридического оформления и сопровождения процесса реконструкции;
  • Продуманная постановка целей, подкрепленная оформленной документацией, отражающей планы;
  • Регламентированный подход к созданию плана мероприятий, взвешенное принятие решений в соответствии с реальными возможностями;
  • Продуманная поэтапная реализация назначенных мероприятий;
  • Эффективное, результативное достижение запланированного результата;
  • Степень и актуальность использования финансовых средств.

Для улучшения состояния современного политики в области реконструкции жилого фонда предлагается внедрение в практику следующих элементов:

  1. Льготные условия для представителей бизнеса, которые могут способствовать развитию и укоренению в российских реалиях механизма государственно-частного партнёрства;
  2. Активная работа с местным населением, привлечение их к решению важных вопросов;
  3. Проведение реконструкционных мероприятий не только в самом здании, но и на относящейся к нему территории;
  4. Передачи ряда значимых в данной области полномочий на уровень муниципалитетов, которые могут разгрузить региональные органы власти и более детально на местах углубиться в проблемы отдельно взятого реконструируемого здания;
  5. Увеличение нормативов, связанных с энергоэффективностью домов, и ужесточение контроля за их соблюдением;
  6. Более детальное нормативно-правовое отражение процесса реконструкции не только в части его непосредственного проведения, но и в сфере управления данной областью.

Завершая рассмотрение процесса реконструкции жилого фонд, хочется отметить, что с каждым годом актуальность данных мероприятий не только не будет нивелироваться, но и будет стремительно возрастать. Предельно важно последовательно определять наиболее приоритетные сферы государственного управления, которые требуют непосредственной доработки в контексте современных изменений. Более детальное рассмотрение имеющихся потребностей граждан может само подсказать наиболее удачные подходы к решению накопившихся проблем.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Безбожный Г. Г. Проблема воспроизводства жилищного фонда в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Экономика – Экономика отраслей хозяйства. 2015. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer33/644.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
  2. Коршунова Е. М. Развитие организационно-экономического механизма управления реконструкцией жилой застройки исторических центров городов [Электронный ресурс] // DocPlayer: информ.-справ. портал. URL: http://docplayer.ru/28458261-Korshunova-elena-mihaylovna-razvitie-organizacionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-rekonstrukciey-zhiloy-zastroyki-istoricheskih-centrov-gorodov.html (дата обращения: 23.05.2019).
  3. Осипов Ю. Л. Повышение эффективности управления капитальным ремонтом жилищного фонда крупного города [Электронный ресурс] // Экономическая библиотека : информ.-справочный портал. URL: http://economy-lib.com/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-kapitalnym-remontom-zhilischnogo-fonda-krupnogo-goroda (дата обращения: 21.05.2019).
  4. Реконструкция и модернизация жилищного фонда [Электронный ресурс] // Курсовой проект : информ.-справочный портал. URL: http://diplomba.ru/work/46540 (дата обращения: 02.06.2019).
  5. Чотчаева Л. Т. Реконструкция и модернизация жилищного фонда [Электронный ресурс] // ELibrary: информ.-справочный портал. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29075574 (дата обращения: 05.06.2019).
  6. Шанюкевич И. В. Воспроизводство жилищного фонда: методология. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Репозиторий БНТУ. Белорус. национ. техн. ун-т. URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/29512/Vosproizvodstvo_zhilishchnogo_fonda_metodologiya_CHastpdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 05.06.2019).

 


 

Petrovskaya Kristina

master student, faculty of public administration, North-West Institute of Management, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Saint-Petersburg.

 

IMPROVING PUBLIC POLICY IN THE AREA OF HOUSING REDEVELOPMENT
ON THE EXAMPLE OF SAINT-PETERSBURG

  

This article presents an analysis of the existing state policy in the field of management of housing stock’s reconstruction in a large city on the example of Saint- Petersburg, examines the main problems in this area. The paper reflects the proposals aimed at improving the existing management mechanism in the reconstruction activities.

 

Key words: housing stock, reproduction of housing stock, reconstruction, deterioration of houses.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Петровская К. О., 2019