РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ТВЁРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация: В статье рассматривается проблема утилизации твёрдых коммунальных отходов. В результате проведенного анализа экологической ситуации и нормативных источников предложены меры по рациональному обращению с накопленными отходами и их переработке.

Выпуск: №2 / 2019 (апрель - июнь)

УДК: 504.062

Автор(ы): Массеров Дмитрий Александрович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Ломакин Андрей Владимирович
студент, географический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». г. Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Массеров Д. А. Рациональное обращение с твёрдыми коммунальными отходами как фактор развития экономики и охраны окружающей среды [Электронный ресурс] / Д. А. Массеров, А. В. Ломакин // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

В России в течение последних десятилетий продолжается рост накопления отходов, как в промышленном, так и в бытовом секторах. Меры, принимаемые для предотвращения образования отходов, явно недостаточны. Это угрожает не только углублением экологического кризиса, но и обострением социально-экономической ситуации в целом [4]. В связи с этим необходимо осуществлять утилизацию отходов в строгом соответствии с отечественным законодательством, развивая нормативно-правовую, нормативно-методическую и экономическую системы сопровождения этой сферы деятельности.

Решение проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) должно рассматриваться как использование их в качестве одного из начальных экологичных и ресурсных источников, безопасных и экономичных.

Утилизация ТКО в России, к сожалению, осуществляется недостаточно быстрыми темпами. Это процесс у нас в стране становится все более напряженным. При этом, если в развитых странах перерабатывается больше половины отходов, то в России их доля составляет только 2–3%.

Такая ситуация требует разработки специальных мер и немедленных активных действий [8]. Ученые и инженеры постоянно ищут новые технологические решения, концепции, направленные на создание системы рационального и экономически эффективного управления утилизацией ТКО. Внимание к данной проблеме объясняется постоянной экологической опасностью, связанной с возрастанием объёмов отходов, сложностью выделения и размещения накопленных отходов на новых полигонах, ростом расходов на транспортировку и захоронение ТКО. Наряду с этим твердые бытовые отходы – это богатый источник вторичных ресурсов, в том числе черных, цветных, редких металлов, а также сырье для топливной энергетики.

Теоретические и практические аспекты обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов исследовали такие отечественные и зарубежные ученые и специалисты как И. Л. Абалкина, А. С. Гринин, В. Я. Меллер, В. М. Новиков, К. де Сильги, А. Н. Тугов и другие [7, 9].

Особенно острой темой для общества остается сохранение чистоты окружающей среды. Значительная часть твердых коммунальных отходов в современном мире пока размещается на стихийных или специально организованных полигонах. Подобный способ борьбы с отходами является наименее рациональным, так как в мусорных навалах высока концентрация горючего материала – углерода, содержащегося в пластике, бумаге, резине, дереве. Возгорание свалок происходит довольно часто, и это приводит к загрязнению окружающей среды вредными газами. К тому же полигоны размещения отходов за счет промывания их атмосферными осадками являются источником загрязнения как поверхностных, так и подземных вод.

Поскольку Республика Мордовия не имеет потенциала традиционных источников энергии, одним из перспективных направлений является биоэнергетика. Целесообразность получения в масштабах России биогаза из органических отходов обусловлена ​​их количеством и концентрацией как в отдельных хозяйствах, так и в целых регионах.

Экономика России имеет черты определенной структурной разбалансированности. В ней продолжают доминировать ресурсоёмкие производства, материально-техническая база которых сформировалась еще в советские времена [6]. Поэтому неудивительно, что изготовление готовой продукции в отраслях материального производства сопровождается образованием значительных объемов твердых промышленных отходов [5]. Более того, в последние десятилетия «мусорная» проблема характеризуется большим количеством стихийных свалок бытовых отходов, которые стали неотъемлемой частью урбанизированных территорий России [10]. Поэтому решение проблемы обращения с отходами сегодня стало важным как для высших органов власти, так и для органов местного самоуправления.

В рамках работы по борьбе с неблагоприятными экологическими последствиями при обращении с твердыми коммунальными отходами в России за последнее время был принят целый ряд пакет нормативно-правовых актов.

При этом специалисты считают важным повышение уровня исполнительской дисциплины на всех ступенях власти. Попыткой изменить ситуацию к лучшему стало принятие Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» [2] и Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» [3].

В данных документах появился термин «твёрдые коммунальные отходы», который очень близок к предыдущему, изъятому из официальных документов – «твёрдые бытовые отходы». Его существенное отличие состоит в том, что первое понятие шире и включает в свой состав еще офисные отходы учреждений и организаций.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1] дополнен главой – гл.V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6–24.13). С 1 января 2019 г. в России началась так называемая «мусорная реформа». Согласно статье 24.7 Федерального закона, вся деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) будет обеспечиваться только одним региональным оператором.

Твердые коммунальные отходы на 41% состоят из бумаги и картона; 17,9% – мусор; 8,1% – кожа и древесина; 7,5% – пищевые отходы; 8,7% – металлы; 8,2% – стекло; 8,6% – другое [8]. Как видим, повторной переработке, хотя и в разных пропорциях, могут подвергаться картон, бумага, кожа, резина, древесина, металлы и стекло, а пищевые отходы могут утилизироваться.

Складирование на свалках и полигонах, которое преобладало на начальных этапах, следует считать вынужденным временным способом. В экологическом плане складирование ТКО не только не решает проблемы, а усложняет ее, поскольку свалки – это мощные источники биологического загрязнения и эпидемиологической опасности. Современные технологии дают возможность складировать или захоранивать отходы так, чтобы они не влияли на окружающую среду (или в худшем случае, чтобы это негативное влияние было минимальным); уничтожить ТКО посредством сжигания, очистка ТКО от вредных примесей и утилизация, получив при этом определенные ресурсы.

Следует иметь в виду, что сжигание, складирование и захоронение ТКО на полигонах или на несанкционированных свалках очень опасно. Сточные воды, образующиеся у свалок (фильтрат), загрязняют окружающие земли, грунтовые воды токсинами. Такие же токсичные вещества попадают в воздух в результате гниения части ТКО на свалках. Сжигание ТКО сегодня является лучшим способом утилизации. Сжигание ТКО на мусоросжигательных заводах (МСЗ) стало основным и более прогрессивным направлением их обезвреживания.

Такой способ снижает объемы отходов примерно в 10 раз, а остатки от сгорания неспособны к самовозгоранию или тлению и не создают эпидемиологической опасности. В настоящее время в большинстве развитых государств преобладает термический способ уничтожения ТКО. В Японии сжигается 82% мусора и лишь 14% вывозится на полигоны, в США – 81% и 12%, в Дании – 90% и 9% соответственно. В России же сжигается не более 5%, а 95% – вывозится необработанным на полигоны.

Хотя практика и показала, что сжигание – лучший способ избавиться от отходов, следует отметить, что дискуссии вокруг построения современных мусоросжигательных заводов в России продолжаются довольно давно.

В России новейшие технологии переработки и утилизации отходов внедряются медленно. Значительного увеличения капитальных инвестиций в эту сферу экономики не наблюдалось, что и привело к интенсивному увеличению количества стихийных свалок в связи с отсутствием возможности строительства современных полигонов.

В нашем государстве, несмотря на принятую законодательную базу относительно ТКО, ощутимых сдвигов пока нет. Сказываются слабые конкретные действия исполнительной власти по минимизации экологических угроз. В России необходимо создать и развивать единую отрасль переработки отходов. Назрела необходимость законодательно создать условия для раздельного сбора бытовых отходов. Это можно сделать путем внедрения социально-экономических механизмов для стимулирования к раздельному сбору. В этом направлении также необходима «экологизация» менталитета жителей городской и сельской местности.

Таким образом, только активные и действенные организационные, технические, экономические и экологические меры в области обращения с твердыми коммунальными отходами могут способствовать как экономическому росту, так и улучшению экологической обстановки в стране.

  

 

Список использованных источников 

 

  1. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ : принят Госуд. Думой 22 мая 1998 г. ; одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : федер. закон № 458-ФЗ от 29.12.2014 г. : принят Госуд. Думой 23 декабря 2014 г. ; одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Баурина С. Б., Назарова Е. В. Активизация деятельности промышленных предприятий в области достижения устойчивого развития на основе менеджмента качества // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 61–74.
  5. Баурина С. Б. Инновационный потенциал предприятия // Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы междунар. науч.-практ. конф. М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014. С. 267–272.
  6. Баурина С. Б., Кравченко М. А. Стандарты устойчивого развития // Инновационные технологии в науке нового времени : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. Уфа : ООО «Аэтерна», 2017. С.35–36.
  7. Гринин А. С., Новиков В. Н. Промышленные и бытовые отходы: хранение, утилизация, переработка. М. : ФАИР-Пресс, 2002. 336 с.
  8. Каверин А. В., Массеров Д. А., Коротов С. И. Экологический рынок и бизнес: основные направления развития и проблемы становления (в свете научного наследия Н. Ф. Реймерса) // Экология урбанизированных территорий. 2009. № 4. С. 12–18.
  9. де Сильги К. История мусора. От средних веков до наших дней / Пер. c фр. И. Васюченко, Г. Зингер. М. : Текст, 2011. 288 с.
  10. Козлова О. А., Массеров Д. А. Проблема образования сельских свалок твердых бытовых отходов (на примере с. Теньгушево Республики Мордовия) // XLIV Огарёвские чтения : материалы науч. конф. Саранск, 2016. С.372–376.

 


 

Masserov Dmitriy

PhD in Economics, Associate Professor, Department Ecology and Environmental Management, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

Lomakin Andrey

student, Faculty of Geography, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

RATIONAL USE OF SOLID WASTE DISPOSAL AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

  

The article deals with the problem of solid waste disposal. As a result of the analysis of the environmental situation and normative acts, measures for the rational management of accumulated waste and their handling are proposed.

  

Keywords: waste management, environmental protection, separate waste collection, economic growth, epidemiological risk.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Массеров Д. А., 2019

© Ломакин А. В., 2019