РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МОРДВЫ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические вопросы этнического туризма. Раскрываются факторы и объекты развития этнического туризма в Республике Мордовия. Уделяется внимание роли этнического туризма в сохранении культурных особенностей мордовского народа.

Выпуск: №2 / 2018 (апрель - июнь)

УДК: 379.8(470.345)

Автор(ы): Нехаева Наталья Евгеньевна
кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Нехаева Н. Н. Развитие этнического туризма в Республике Мордовия как основа сохранения культуры мордвы [Электронный ресурс] / Н. Н. Нехаева // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2018. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время туризм как одна из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики пробуждает интерес и формирует положительный имидж определенных территорий, а развитие этнического туризма пробуждает заинтересованность туристов к национальной культуре и традициям. В то же время, этнический туризм может являться одним из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства, культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий, посредством вовлечения коренного населения в создание оригинальных турпродуктов и развитие рекреационной деятельности.

Сегодня национальная политика и развитие национальных языков как в России, так и в мире – один из главнейших приоритетов. Еще в 2012 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил в статье «Россия: национальный вопрос»: «Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». Важность этого тезиса была доказана дальнейшим политическим решением – подписанием в 2012 г. Указа «Об обеспечении межнационального согласия». Без преувеличения можно сказать, и эксперты это подтверждают, данный указ стал началом новой вехи в реализации государственной национальной политики в Российской Федерации [1, с. 3].

В то же время остро встает вопрос о поиске перспективных направлений для внутреннего туризма, который обеспечивает развитие экономики региона и страны в целом. Для территорий с небогатым туристским потенциалом, к которым относится Республика Мордовия, очень важно выявить туристские ресурсы, способные привлечь дополнительные туристские потоки в регион. К числу таких ресурсов можно отнести культуру мордвы, которая может стать для туристов важным мотиватором к совершению поездок и будет, тем самым, способствовать сохранению культурного наследия мордовского народа. Каковы же ресурсы Мордовии для развития этнического туризма и как его развитие повлияет на сохранение культуры мордовского народа?

Мордва принадлежит к финно-угорским народам, проживающих в бассейнах рек Суры и Мокши, и в междуречье Волги и Белой, и является бинарным этносом, т.е. состоящим из двух этнических групп – мокши и эрзи, которые разговаривают на родственных, но, по лингвистической классификации, разных языках. Имеются и отличительные особенности в культурных традициях этих этнических групп, что может усилить познавательную составляющую при участии туристов в этнических турах.

Этнический туризм как самостоятельный вид туризма сложно выделить в чистом виде, так как во многом он вбирает в себя элементы религиозного, культурно-познавательного, событийного и других видов туризма. Существуют различные подходы к определению этнического туризма:

  • часть культурного туризма, который направлен на знакомство с отдельными народами и их изучение с целью культурного или языкового обмена;
  • посещение исторической родины или мест рождения родственников;
  • путешествие, полностью или частично реализуемое с целью посетить сообщество с первобытной культурой;
  • путешествие, мотивированное. прежде всего, контактом с людьми, этническое и/или культурное наследие которых отличается от культурного и/или этнического наследия туриста;
  • особая разновидность культурного туризма, подразумевающая любую экскурсию, которая фокусируется в большей степени на людях, а не на природе, а также раскрывает образ жизни местного населения;
  • вид туризма, в котором главная цель для туристов – знакомство с «экзотическими» народами («экзотические» в данном контексте –проживающие в отдаленных от места проживания туриста районах) [4, с. 180].

В советское время термин «этнический туризм» не использовался, было распространено понятие «этнографический туризм» (связанное с наукой этнографией), который и сейчас употребляется в научной среде. Так, А. И. Щукин в своем диссертационном исследовании отмечает, что основные участники этнографических туров – люди, профессионально занимающиеся этнографией. В свою очередь, участники этнического туризма – широкая аудитория туристов, главной целью которых является удовлетворение духовных потребностей [6, с. 6.].

Таким образом, этнический туризм – это вид туризма, основанный на национальных особенностях народа, включающий исследование, прикосновение и погружение в культуру, обычаи, праздники, религию разных народов [5, с. 85.]

Во время таких поездок туристы изучают определенную этническую группу населения и ее жизнь через знакомство с национальным жилищем и бытовой утварью, национальными традициями, фольклором, обрядами и праздниками, народными промыслами, национальной кухней. Этот вид туризма имеет хорошие предпосылки для развития в регионах России. Основные цели развития этнического туризма: создать позитивный образ региона (места); сохранить культурное наследие народа; улучшить качество жизни местного населения; увеличить доходы региона от туризма. Основными факторами успешного развития этого вида туризма являются: наличие этнографического объекта; реализация программы по развитию туризма в регионе; грамотная политика по продвижению туристского продукта.

В Мордовии имеется ряд хороших предпосылок для развития этнотуризма:

  • статус национальной республики,
  • наличие ряда объектов этнического характера,
  • признание Мордовии как центра финно-угорского мира,
  • мордва – крупнейший по численности финно-угорский народ России,
  • наличие опыта проведения различных мероприятий этнической направленности.

В столице республики г. Саранске располагается штаб-квартира Ассоциации финно-угорских народов России, президиум которой возглавляет мэр г. Саранска П. Н. Тултаев. Ассоциация играет огромную роль в развитии взаимодействия финно-угорских народов. Успешно функционирует Поволжский центр культур финно-угорских народов. В МГУ им. Н. П. Огарёва реализуется приоритетное направление развития «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения».

В Республике Мордовия этнический туризм развивается в двух основных центрах национальной культуры: в эрзянском центре в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района и мокшанском центре в с. Старая Теризморга Старошайговского района.

Визитной карточкой Мордовии является национальная деревня в с. Старая Теризморга –  Центр национальной культуры. Он был открыт в 2007 г.  президентом России В. В. Путиным в рамках Международного фестиваля культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!». Старинное мокшанское село расположено на берегу реки Сивини в 65 км от Саранска. Широкую известность получил фольклорный хор, а сельские мастерицы на всю Россию прославились шитьем народных костюмов. В центре села находится пятиглавая Никольская церковь, выстроенная в 1894 г. Рядом с ней размещаются Дом культуры, парк и крестьянская усадьба, которые в целом образуют музейно-туристскую зону. Здесь воссоздан быт крестьянской семьи. Можно посетить избу, гумно, хозяйственные постройки, зону традиционных промыслов. К хозяйственной зоне усадьбы примыкает садово-огородный участок, где высаживаются характерные для хозяйства мордвы-мокши сельскохозяйственные культуры.

Туристы могут познакомиться с работами мастеров и прослушать мордовские песни в исполнении народного хора, попробовать традиционные блюда мокшанской кухни, поучаствовать в мастер-классах и национальных праздниках, проводимых на базе этого центра.

Центром эрзянской культуры является этнографический музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина, открытый 6 сентября 2006 г.  В. И. Ромашкин  − известный деятель мокшанского, каратайского, тюрюханского и эрзянского культурного возрождения конца XX в., фольклорист, музыкант, кинодокументалист, основатель фолк-группы «Торама».

Для туристов здесь проводятся мастер-класс резьбы по дереву, интерактивные мероприятия, фольклорный фестиваль древней эрзянской и мокшанской песни, посвященный дню рождения В. И. Ромашкина. Эти фестивали выводят туристскую отрасль республики на новый уровень, создавая тем самым основу для развития этнического туризма, а также для культурного обмена с другими народами финно-угорского мира.

К объектам этнотуризма в Мордовии также можно отнести экспериментальную детскую художественную школу резьбы по дереву в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района, музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» в г. Саранске, Центр национальной культуры и ремесел в р.п. Атяшево Атяшевского района, музей «Русские валенки» в с. Урусово Ардатовского района, музей народной культуры в г. Саранске, этнографические экспозиции в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи и Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И. Д. Воронина,  Мордовский государственный национальный драматический театр в столице Мордовии.

Стоит отметить, что объектов этнического туризма в Мордовии достаточно, чтобы развивать этот вид туризма в регионе. Кроме того, по ресурсной базе для развития этнического туризма Мордовия является одним из перспективных регионов в Приволжском федеральном округе [2, с. 3.].

Этнический туризм как было отмечено выше, не только способствует развитию интереса у туристов к национальным особенностям региона, но и является одной из основ сохранения культурного потенциала территории, где он развивается. Роль объектов в сохранении культуры мордвы наглядно показывает таблица 1.

Объекты этнического туризма Мордовии включены в различные обзорные экскурсии по г. Саранску, а также в экскурсионные маршруты «Мордовия этническая» и «Истоки земли мордовской».

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России этнотуризм должен стать одним из приоритетных видов развития туризма в республике. Неслучайно в качестве эмблемы города, принимающего чемпионат, был выбран образ утки Иненармунь – священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке и этнической хореографии мордвы. По поверью, Иненармунь – буквально Великая птица или Святой дух – помогала в творении Вселенной Творцу [3, с. 58].

 

Таблица 1. Роль объектов этнического туризма Мордовии в сохранении культуры мордовского народа

Объект этнического туризма Роль в сохранении культуры
Центр мокшанской национальной культуры,
с. Старая Теризморга
Развитие фольклора, шитья народных костюмов и деталей к ним, воссоздание быта мокшанского народа, сохранение рецептов национальных блюд. Развитие народно-художественных промыслов – бисероплетение, мордовская вышивка, ткачество. Проведение мастер-классов и интерактивных мероприятий.
Этнографический музей «Этно-кудо» имени
В. И. Ромашкина,
с. Подлесная Тавла
Развитие фольклора, сохранение и знакомство с бытом мордвы-эрзи, проведение фольклорных фестивалей и национальных праздников. Сохранение рецептов национальных блюд.
Экспериментальная детская художественная школа резьбы по дереву,
с. Подлесная Тавла
Развитие народно-художественных промыслов – резьба по дереву и изготовление глиняных изделий (мифологических персонажей) и их роспись. Проведение мастер-классов.
Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье», г. Саранск Воссоздание быта и хозяйственных занятий мордвы, развитие народно-художественных промыслов: изготовление национальных кукол, изделий из глины и бересты и пр. Проведение мастер-классов и народных праздников. Сохранение рецептов национальных блюд.
Центр национальной культуры и ремесел,
р.п. Атяшево
Реконструкция этно-деревни – эрзянского подворья; проведение выставок, культурно-образовательных уроков.
Музей «Русские валенки», с. Урусово Развитие традиционного для жителей села промысла – валяние валенок, проведение мастер-классов.
Музей народной культуры, г. Саранск Сохранение и знакомство с мордовской народной одеждой, керамикой, иконами, бытовой утварью, а также с изделиями мастеров народного творчества.
Мордовский государственный национальный драматический театр,
г. Саранск
Сохранение мордовского языка, знакомство с творчеством мордовских авторов.

 

Безусловно, многое в рамках развития этнического туризма в Республике Мордовия предстоит сделать. Вполне перспективным будет строительство нескольких национальных подворий (например, народов, проживающих на территории Мордовии), «города мастеров» или «финно-угорской деревни». Этот комплекс может быть центром деловых встреч и конференций, экскурсий и концертов, местом отдыха туристов и местных жителей.

У России в целом и в финно-угорских регионах в частности имеется огромный потенциал для развития этнического туризма. Но не во всех регионах этот потенциал реализован. Путем создания этнических маршрутов, строительства новых этнокультурных центров и «национальных деревень» возможно создать положительный образ региона, улучшить качество жизни населения, увеличить доходы от туризма, привлечь внимание к региону. Все эти мероприятия позволят в конечном итоге сохранить и развивать уникальные традиции своего народа и передавать их будущему поколению.

  

 

Список использованных источников

 

  1. Баринов И. В. Основные направления государственной национальной политики Российской Федерации // Культурное наследие России. 2016. № 3 (14). С. 3–7.
  2. Гуркина Е. Н., Нехаева Н. Е. Перспективы развития этнического туризма в Приволжском федеральном округе // Огарёв-Online. 2014. № 18 (32). С. 3.
  3. Кильдюшкина И. Г., Киселева К. Г., Липатова Л. Н. Иненармунь. Визитная карточка Мордовии // Центр и периферия. Саранск, 2015. № 2. С. 58–69.
  4. Святоха Н. Ю., Филимонова И. Ю. Подходы к классификации этнического туризма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 6 (167). С. 179–183.
  5. Территориальная организация туризма в Республике Мордовия: монография / Н. А. Емельянова, М. А. Жулина, А. С. Карасев и др.: под общ. ред. М. А. Жулиной. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 272 с.
  6. Щукин А. И. Предпосылки и факторы развития этнического туризма на Северо-Западе Российской Федерации: дис. … канд. геогр. наук. СПб., 2002. 193 с.

 


 

Nekhaeva Natalya

Doctor of Geography, associate Professor, Department of tourism, Federal state budgetary educational institution of higher education «National research N. P. Ogarev Mordovia State University»

  

THE DEVELOPMENT OF ETHNIC TOURISM IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA AS A BASIS FOR THE PRESERVATION OF THE CULTURE OF THE MORDOVIANS

 

The article deals with theoretical issues of ethnic tourism. Factors and objects of development of ethnic tourism in the Republic of Mordovia are revealed. Attention is paid to the role of ethnic tourism in preserving the cultural characteristics of the Mordovian people.

 

Keywords: ethnic tourism, culture, ethnos, cultural tourism, ethnography, Mordva, Moksha, Erzya, Finno-Ugric culture.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Нехаева Н. Н., 2018